Набег на Белоруссию

Дело было прошлым летом. У меня случился отпуск, а денег на него как-то не случилось. Сидеть дома было скучно, поэтому мы решили съездить куда-нибудь недалеко на машине.

Ситуацию омрачал заканчивающийся шенген, который никак не получалось продлить раньше, чем закончится отпуск. Поэтому Прибалтика и Финляндия сразу отбрасывались.

Из оставшихся направлений выбор был между дальней Ленобластью, Карелией, или соседними с Псковом регионами. Но Ленобласть это не так любопытно. В Карелии хоть и очень красиво, но холодно. А вот из Пскова можно много куда доехать. Например, в Белоруссию.

План поездки и состав участников

Как обычно в июле, сразу после псковского дня города, у нашего друга Ильи случился день рождения. По такому случаю мы позвали его с собой — за компанию. Переднее пассажирское место у нас всё равно всегда пустое, а вместе ехать веселее. Можно считать это подарком, но не все согласятся с утверждением что 2000 километров дальних поездок на гранте это подарок =)

Предполагаемый маршрут у нас был такой:

  • едем до Пскова и ночуем там у родителей
  • из Пскова выдвигаемся в Витебск, там гуляем и ночуем
  • с утра едем в Минск и всячески его изучаем
  • потом по обстоятельствам либо ночуем в Минске едем во Псков с утра
  • либо выдвигаемся во Псков из Минска под вечер
  • после ночевки во Пскове спокойно едем домой

Первый заход на цель

Как это обычно бывает — планы всегда меняются. Уже в первом пункте нашего маршрута, во Пскове, у Машуни резко поднялась температура и ни о какой поездке речи уже не шло. Мы повздыхали и поехали обратно домой, в Девяткино.

Там температура волшебным образом улетучилась и ребятёнок снова выглядел готовым к приключениям. Но время уже поджимало – мои две недели отпуска таяли на глазах. Через пару дней после возвращения было решено снова попробовать совершить набег на Белоруссию, пока еще есть такая возможность. Но вместо двух ночевок нужно было оставить одну, чтобы уложиться в срок и успеть на работу.

Из Девяткино во Псков

В 2016 году нам понравилось ездить во Псков по Гдовской трассе. Там почти никогда не бывает пробок и очень красивые виды вдоль дороги. Но этот маршрут длиннее на 50 км и порядком раздолбан со стороны Пскова, поэтому мы поехали обычным путём — по Киевскому шоссе.

Из Пскова в Витебск

Во Пскове мы переночевали и ранним утром выехали в сторону границы с Белоруссией к пункту пропуска со смешным названием «Лобок».

Этот участок пути был недавно отремонтирован или находился в процессе ремонта. Никаких проблем с трафиком на нём не было. Возможно, это связано с тем, что ехали мы в будний день.

По пути выяснилось, что мы с белорусами хоть и в союзном государстве живём, а гринкарту покупать всё равно нужно. Правда стоит она дешевле – всего 800 рублей на 15 дней и продаётся в ларьках страховщиков вдоль трассы.

С погодой нам повезло: тепло, солнечно — настоящее лето. Кондиционер в машине работал всю дорогу. К хорошей погоде еще добавлялся замечательный вид на бесчисленное количество озёр по обе стороны трассы. С такими пейзажами ехать всегда веселее.

В этой замечательной атмосфере мы доехали до границы. После опыта поездок в Финляндию и Эстонию ожидали тут увидеть там какие-нибудь КПП или еще чего-нибудь в этом духе. Но дядька в форме, у которого мы остановились, махнул нам рукой, мол: «Езжайте, чего встали?»

Буквально через несколько километров езды по территории Белоруссии в глаза бросилось огромное количество работающей сельскохозяйственной земли вдоль трассы. Такого количества комбайнов на квадратный километр я до этого нигде не видел. Даже обидно стало, что у нас всё бурьяном зарастает, а тут вот оно как.

Маша и белорусский страус

Маша знакомится с белорусским страусом во время туалетной остановки

Навигация и связь

Весь маршрут мы строили в яндекс.навигаторе и на территории РФ с навигацией у нас проблем не было. В Белоруссии же нужно было что-то придумать. До Витебска маршрут был проложен заранее, и ехать можно было по сохранённой карте, но как только мы достигли места назначения, с навигацией возникли сложности.

Карта автобусных маршрутов Витебска

Карта транспорта в Витебске неплохая — есть привязка к местности и всё такое. Еще бы вёрстку подправить

Я планировал, что мой свежекупленый iPhone SE сможет подключиться к местному белорусскому МТСу с российской симкой и, в целях экономии, даже подключил специальную пакетную услугу с безлимитным интернетом на день, название которой сейчас уже не помню. Но всё вышло не так, как я планировал.

В Витебске выяснилось, что телефон к интернету подключиться не может. Почему – большая загадка. Всё везде разрешено было, но данные не отправлялись и не получались. Позже в сети выяснилось, что это редкий баг, который не имеет простых и понятных способов исправления.

Витебск

По причине отсутствия интернета первой нашей целью в Витебске было найти кафе, где можно поесть и подключиться к WiFi. В процессе поиска мы наткнулись на пешеходные улицы (Советская, Суворова) и прогулялись по ним, надеясь выбрать по дороге подходящее место для обеда с доступом в интернет.

Я, Маша и Рита у памятника в Витебске

Первый встречный памятник уже не помню чему

Тротуар в Витебске

На тротуарах тут есть небольшие островки зелени

Но оказалось, что пешеходные улицы в Белоруссии не для туристов. Там куча всяких унылых министерств, банков и непонятных магазинов. Даже КГБ расположилось именно на пешеходной улице. Кафе там тоже есть, но их там меньше чем скучных казённых учреждений. Зачем тогда нужна пешеходная улица?

Пешеходная улица в Витебске

На пешеходных улицах тут делать нечего

Остановились мы в некоем «Эль кафе» с летней верандой, потому что сидеть в помещении в тёплую погоду совсем не хотелось. И с заведением нам не повезло. Еда там была ужасная: мало того что драников не было (да мы не оригинальны), так еще и всё остальное было явно только что из морозилки. И эту нехитрую размороженную еду нам подогревали больше получаса – бардак.

Меню Эь Кафе в Витебске

В меню много чего написано, но по факту всё печально

Медленное обслуживание сопровождалось катастрофически медленным интернетом. Его нам еле хватило чтобы выбрать квартиру в Минске на букинге и забронировать её. Также в этом кафе я закачал офлайн карты в навигатор и построил маршрут до нужного места, раз уж не получилось с интернетом в роуминге.

После кафе мы решили приобрести местную симкарту, чтобы не остаться без связи. К тому же нужно было как-то связываться с хозяйкой минской квартиры. Искать салон связи пришлось уже под накрапывающим дождём, что также доставило неудобств и подпортило настроение. Симку также пришлось подключать больше часа. Может быть, нам так не повезло, а может быть это просто особенности местного сервиса.

Пунктирный пешеходный переход в Витебске

Интересно, пунктирный пешеходный переход делают ради экономии?

Из-за всех этих мелких неприятностей оставаться в Витебске больше уже не хотелось и было решено сразу ехать в Минск, чтобы вечером там еще успеть погулять. Тем более, на карте ничего интересного, кроме центра города, мы не нашли.

Широкая дорога в Витебске

Центральные дороги тут широченные

Красивое здание в Витебске

По пути нам попадалось много красивых зданий

Перед выездом был проинспектирован местный сетевой продуктовый магазин «Витебские продукты» и куплена выпечка и местные сладости на дегустацию в дорогу.

Витебск - трамвайные пути и магазин Витебские продукты

Вот эта сеть магазинов в Витебске на каждом углу

Из Витебска в Минск

Интересно, что дождь закончился как раз тогда, когда мы выехали в Минск. Погода снова стала летней и солнечной. И это сразу подняло всем настроение.

Пока выезжали из города посмотрели на местные аналоги Девяткино на окраинах Витебска. Тут встречаются такие же унылые районы, как и наш. Только там они, судя по всему, еще и строятся по советским проектам. С советскими нормами по детским площадкам и парковочным местам. Выглядит всё это довольно печально. Но зато расстояние между домами большое – это в данной ситуации плюс.

Новостройки в Витебске

Белорусская версия бетонных муравейников

Илья пытался сфотографировать на большой фотоаппарат всю эту красоту, но переходник карты памяти вновь нас подвёл и выдал ошибку. В итоге из средств съёмки у нас остались только телефоны, которые качеством картинки не радуют. Нет, мой-то SE отлично снимает, но он в этот момент работал навигатором и фотоаппаратом подрабатывать никак не мог.

Я и Илья в машине едем по Беларуси

Телефон ведёт по маршруту

До Минска мы ехали по трассе М-8 / Е-95 с поворотом на трассу М-1 / Е-30, а потом по Р-53. Всюду висели предупреждения о платной дороге, но ни каких пунктов взимания оплаты не было видно. Я ждал их появления первые десять километров, но потом забыл про них.

Трасса была в хорошем состоянии. Иногда чувствовались швы и были мелкие ямки, но в целом покрытие не заставляло напрягаться и ожидать подвоха с серьёзными последствиями.

Вечерний туман по дороге в Минск

Погода была безмятежная и ничего не предвещало того, что было дальше

Неприятности подкрались к нам рядом с Борисовым и связаны они были с погодными катаклизмами. Сначала всё было довольно оптимистично: светило солнце, воняло капустными полями – ничего не предвещало разгула стихии. И тут вдруг небо резко потемнело и на горизонте стали возникать всполохи молний. Потом стал долетать гром и через пару минут ливанул плотнейший дождь.

В правом ряду дороги моментально скопилось внушительное количество воды и ехать там стало сложно. В левом вода скопилась в колеях, из-за чего въезжать в них стало опасно. Дворники на максимальной скорости еле справлялись и дорогу было видно хреново. В таких условиях многие предпочли встать у обочины на аварийке и переждать непогоду. Но мы решили не останавливаться и ехали 50-60 километров в час по приборам.

Вечер первого дня в Минске

Буквально через полчаса дождь прекратился и мы въехали в Минск, в котором в это время по какой-то причине отсутствовало уличное освещение, хотя на улице уже стемнело. Видимо, это были последствия ливня. Поэтому знаменитое монструозное здание национальной библиотеки мы рассматривали в темноте и без подсветки.

Ближе к центру города освещение появилось и все пассажиры нашей гранты стали с двойным усердием глазеть по сторонам, чтобы не пропустить ничего интересного. Мокрые улицы и красивые здания волшебно искрились в свете фонарей этим тёплым летним вечером. Очень клёвые ощущения =)

Рита и Маша вечером в Минске

Девчушки осматривают город

Квартиру мы специально сняли в центре – на улице Захарова, чтобы можно было оставить машину у дома и гулять по Минску пешком, разглядывая город, а не дорогу.

Заселившись в квартиру, мы быстренько смыли с себя дорожную пыль и побежали искать магазины с продуктами на ужин. Заодно немного осмотрели окрестности. Долго погулять не вышло, так как самой маленькой путешественнице пора было спать.

Илья на площади на фоне трамвая

Всячески тестировали ночную съёмку на телефон

Вход в метро Площадь победы в Минске

Рядом было обнаружено метро

Минские пельмени

На ужин у нас были пельмени. Но я не помню какие, может быть и эти =)

маркировка кваса в белорусии

Квас тут зачем-то маркируют

Квартира

Ритуська забронировала нам двухкомнатную квартиру в старом доме, который с улицы похож на сталинку, а со двора смотрится просто как обычная старая четырёхэтажка из силикатного кирпича без облицовки. Но потолки там высокие, а для некоторых путешественников это крайне важно.

Минск квартира вид из окна направо

Снаружи типичная сталинская четырёхэтажка

Минск кот во дворе

А внутри стена дома выглядит вот так

Минск памятка в квартире

Памятка для постояльцев

Мебель и интерьер в квартире можно охарактеризовать так: «в гостях у продвинутой бабули» Вроде как всё не старое, но подобрано так, как это делали люди в СССР.

Минск коридор в квартире

Слева и спереди комнаты, справа дверь в квартиру, за спиной раздельный санузел и дверь на кухню

Всё было чистенько и аккуратненько: полотенца и бельё свежее, посуда чистая, туалетная бумага в наличии. Только вот тёмная ванна и унитаз меня несколько смутили. Не люблю когда так оформляют санузел. Сразу создаётся ощущение грязности и недомытости. Но это лично мои заморочки.

Минск ванная в квартире

Илья пытается слиться с плиткой

Вид из окон у нас был на тихую красивую улицу с большим количеством зелени. Также из окна было видно чёртово колесо, до которого мы добрались на следующий день.

Под окном был широкий парапет, по которому можно вполне было добраться до соседней квартиры. Такая перспектива заставляла нас держать окна под присмотром, хотя кому могло прийти в голову лазить в чужую квартиру у всех на виду?

минск квартира вид из окна

Пролезть тут можно, но зачем?

Илья ночевал в гостиной на большом раскладном диване, а мы в дрыхли в спальне втроём на широкой двухместной кровати. И поспали мы там на отличненько. Особенно приятно это было делать после многих часов за рулём.

Минск Маша на кровати

Машуня кровать одобрила

минск квартира комната

Илья с утра наглаживает

Минск квартира кухня

Девчушки на кухне

Утро второго дня в Минске

После завтрака с утра мы проинспектировали близлежащие улицы и магазины. А затем, ради любопытства, спустились в метро. Благо станция была совсем рядом с домом. Никаких серьёзных отличий от нашего метро мы не обнаружили – обычная советская подземка, ничего запоминающегося.

новые белорусские деньги

Для начала нужно было снять местных денег. Они тут как раз только обновились и потеряли кучу нулей.

минск метро

Метро как метро — разве что экранов больше висит

Проехав одну станцию, мы поднялись наверх и пошли в парк, чтобы прокатиться на колесе обозрения, которое я упоминал выше. Вид с этого колеса интересный, но в жаркую солнечную погоду закрытые кабинки оказались душными из-за отсутствия вменяемого проветривания. К тому же Машуня их испугалась. Поэтому прокатились мы так себе.

Рита и Маша у Минского цирка

Девчушки гуляют у здания местного цирка

колесо обозрения в минске

Колесом остались довольны не все

минское колесо обозрения вентиляция

Вентиляция в кабинках на троечку

вид с чертова колеса в минске

Это вид с колеса. Вообще то я снимал всё на видео, но оно не получилось =)

Нагулявшись по парку, мы пошли бродить по городу и добрели до местного майдана Незалежнасці. Помимо здоровенной, но бестолковой площади и красивого костёла там внизу есть еще торговый центр, как Охотный ряд в Москве. В этом торговом центре мы докупили сувениров, и после выдвинулись за мороженным в местный макдак.

малоэтажная застройка в минске

Хочу чтобы везде было столько этажей

таксофоны в Минске

Интересно, этими таксофонами кто-нибудь пользуется?

Минский макдоналдс

Мороженка в жару — это замечательная штука

Устав бродить по жаре, решено было проинспектировать прелести местного общественного транспорта. Но с трамваем как-то не сложилось – нужная нам линия была на ремонте. Подходящая замена нашлась в виде троллейбуса, которой отвёз нас туда – куда нужно.

минский билет на троллейбус

Билеты нужно компостировать, прямо как в детстве!

В результате по Минску мы гуляли меньше дня, но нам там понравилось. Безумно широкие и длинные проспекты, сталинский ампир кругом. И при этом почти никого на улицах (по сравнению с нашими столицами).

Проспект в Минске

Широченный центральный проспект

Рита на перекрёстке в Минске

Ритуська на фоне красивого здания

В солнечную погоду там очень хорошо. Конечно, в Минске есть свои грязные места и убогая современная архитектура, но зачем на этом зацикливаться?

Из Минска в Полоцк

Перед выездом нужно было заправиться и я решил заехать на белорусский лукойл. В Питере я пользуюсь только им, потому что заправка находится по пути рядом с домом и проблем с качеством пока не было. Вот и в Белоруссии решил заехать туда же, чтобы не рисковать с местными брендами. Но оказалось, что питерскую скидочную карту здесь не принимают. Так что баллы зачислить не получилось. Ну и ладно – не велика потеря.

В Полоцк мы ехали по другим дорогам: сначала по М-3, потом повернули на Р-46. И покрытие там было похуже чем от Витебска до Минска: трещины, стыки, заплатки и прочие прелести подуставшего асфальта. Ничего криминального и опасного для машины, но неприятненько.

коровы вдоль дороги в Белоруссии

Бурёнки радуют глаз

Полоцк

В Полоцк мы приехали под вечер уже изрядно уставшими. Поэтому ни о какой прогулке речи ни шло. Нужно было просто самим перекусить и накромить Машуню, а потом сразу ехать дальше, чтобы не рулить в ночь.

Остановку сделали в некоем ТЦ Манеж, который распологал хоть каким-то фудкортом, где можно было что-то съесть. Времени и желания искать кафе получше у нас не было.

полоцк маша ест картошку

Усталая Машуня кушает

Из Полоцка во Псков

После остановки мы продолжили движение по дороге Р-46. И чем дальше уезжали от столицы, тем больше встречали заброшенных полей, сгоревших домов и обычного классического провинциального уныния. У нас даже сложилось впечатление что в Белоруссии специально причесали обочины центральных магистралей, чтобы вид был более презентабельный. А до мелких второстепенных дорог руки пока не дошли.

С каждым километром ближе к границе качество дорог ухудшалось. Трещины стали чередоваться проседаниями асфальта. Заплатки стали более частыми и более выпуклыми. К тому же, на половине пути до границы исчезла обочина, сменившись обычной землёй с травкой.

Да и сама дорога хоть и осталась двухполосной (по одной полосе в каждое направление), но стала заметно уже. Когда рядом проносился большегруз было крайне волнительно и заметно раскачивало воздушным потоком. Атмосферности прибавлял еще плотный туман, который сгустился перед закатом. Но когда совсем стемнело он рассеялся и видимость стала лучше.

На границе в этот раз нам пришлось остановиться чтобы осторублить за проезд по платной трассе сомнительного вида типчиков у шлагбаума. Пункт оплаты проезда тут выглядит крайне колхозно и топорно. У иностранцев может сложиться впечатление что это вообще местный рэкет.

Но зато после границы в Псковской области вернулась обочина и дорога стала шире. Да и качество асфальта заметно улучшилось, видно было что там недавно сделали ремонт. Без ям, заплаток и трещин в асфальте в салоне стало стало гораздо тише. В таких комфортных условиях мои пассажиры массово удрыхлись и к двум часам мы уже добрались до дома во Пскове, где сразу же легли отсыпаться.

Из Пскова в Девяткино

Доехав следующим утром домой в Девяткино мы завершили этот набег на Белоруссию суммарной длинной в 2000 километров. Для меня это был первый опыт такого длительного нахождения за рулём, но благодаря частым остановкам я не так задолбался как мог бы. Хотя всё равно устал знатно.

В любом случае очень здорово взять и съездить в столицу соседнего государства. Особенно когда так везёт с погодой. Ведь даже ливень, гром и молнии на трассе по дороге в Минск – это приключение!

Post Scriptum

Целый год я урывками писал этот текст, чтобы когда-нибудь потом, сидя в кресле у камина под кледчатым пледом сказать: “Эй сири, нука пробубни-ка мне, как я там ездил в Беллоруссию в далёком 2016?” и уснуть потом под бормотание бездушной железяки =)

3 комментария

Никита

А почему на лукойле заправляешься? Он же дорогой…

Ответить

Морозов Максим

Разница в цене нивелируется необходимостью куда-то ехать специально чтобы сэкономить. Проще заправиться рядом с тоннелем и не париться =) Тем более там баллы копятся скидочные.

Ответить

Андрей

Очень хороший рассказ, было интересно читать:)

Ответить

Ваш отзыв

logo