Тебе повезло, ты не такой как все. Ты работаешь в офисе.
© один там член общественного совета государственной думы по культуре
С окончанием самоизоляции снова возникла необходимость перемещать мою откормленную ленивую тушку из уютной берлоги к месту исполнения трудовых обязанностей. В докарантинные времена я с удовольствием добирался до работы на метро, но новые поствирусные реалии заставляют искать менее людные виды транспорта. Таким мог бы стать прокатный велосипед из нового питерского велопроката SmartBike.
Мог бы, но не станет. И вот почему.
Станций проката всё ещё маловато
В первое время после запуска станции были только в историческом центре. Сейчас их количество выросло, но всё равно они не покрывают весь город. Самые густонаселённые окраины не охвачены прокатом – поэтому ездить на этих великах на работу получится не у всех.
До недавнего времени южнее Обводного канала станций не было и я даже отписался от новостей смартбайка в контакте, посчитав их развлечением для туристов, а не нормальным городским шерингом. Но сегодня случайно выяснилось, что сеть активно развивается и даже обнаружилась парковка на площади Чернышевского — это совсем рядом с нашим домом. Также очень удачно нашлась парковка на улице Комсомола – прямо напротив моей работы. Нужно было срочно протестировать
Забронировать велосипед легко
В отличие от московского велобайка и старого питерского велогорода смартбайку не нужны умные станции проката. Велосипед блокируется тросом и может быть пристёгнут к чему угодно в любом положении. В начале аренды замок троса разблокируется и велосипед сразу готов к поездке. Это можно считать плюсом, так как со станциями и их замками вечно какие-то танцы с бубном
Велосипед совсем не смарт
Никаких велокомпьютеров или хотя бы индикаторов времени аренды в смартбайке нет. Из электронных устройств тут только замок с пищалкой и фонарик. Видимо, владельцы хотели максимально удешевить велосипеды, и упросить их обслуживание.
Из рекламы весной я вообще решил, что это будет прокат электровеликов. На это намекала широкая относительно ровная рама, в которой удобно разместился бы аккумулятор. Да и название подходящее. Но smart тут просто для маркетинга – ничего умного в этих велосипедах нет. Скорее даже наоборот.
Одной передачи не хватит всем
Экономия и упрощение дошли до того, что в смартбайк не добавили переключатель скоростей. Тут нет даже классической для прокатных велосипедов планетарной втулки. И это можно было бы считать ерундой если бы передняя звезда не была такой мелкой, а задняя такой большой.
Smartbike относительно легко разогнать до небольшой скорости, но чтобы ехать быстрее условных 20 км/ч (по моему спидометру в голове) нужно держаться слишком высокого каденса. То есть после определённой скорости можно сколь угодно быстро крутить педали, без какого-либо ускорения. Это прям бесит.
Каким бы вы не были лосём, любой младшекласник на ржавом ашанбайке с кривым переклюком вас объедет просто за счет более адекватного соотношения передач (пусть хрустящих и поскрипывающих).
Мой маршрут проходил по велодорожке на набережной Фонтанки и там этот прокатный синглспид показал себя не с лучшей стороны. Сильный встречный ветер снизил и без того крохотную среднюю скорость до околопешеходных значений. Сплошные боль и страдания.
Но есть еще одно объяснение моим страданиям.
Очень странная резина
Я могу ошибаться, но похоже что smartbike оборудован цельнолитой резиной без камер и воздуха в принципе. Перед началом аренды я попытался проверить давление и мне не удалось продавить колесо хоть на сколько-то. Никаких отверстий для накачивания воздуха я также нигде не обнаружил. Были там какие-то надписи на боковине, но кроме размера и направления движения я нашел только иероглифы (которые мне не понятны).
По ощущениям эта резина также не похожа на классическую. Она абсолютно не амортизирует и обладает очень странным накатом.
В последний раз что-то подобное я видел на своём двухколёсном велосипеде, который был у меня в детском саду. Видимо, смартбайк совсем не хочет возиться с накачиванием колёс и ремонтом проколов.
Smartbike очень тяжелый
Да, арендные велики всегда были тяжеловаты, но смартбайк сильно урезан по функционалу и мог бы оказаться чуть по легче. Не вышло.
Казалось бы – велокомпьютера нет. Электронный замок простой и лёгкий. Даже тяжеленной планетарки и той нет. Про отсутствие тяжелого переднего амортизатора я уж молчу. Видимо та самая цельнолитая резина и толстенная сталь сделали своё дело и велик вышел тяжелым. Чуть полегче московского, но всё равно очень тяжелым для девчушек.
Smartbike очень жесткий
Амортизаторов тут нет. Резины нормальной нет. Даже седло – и то из жесткого пластика. Если решите прокатиться по неровностям – лучше вставайте с седла и смягчайте удары коленями. Целее будете.
Ну а грохот на ливнестоках тротуара неплохо помогает распугивать пешеходов. Можно даже звонок не теребить.
Задний тормоз не работал
На моём экземпляре задний тормоз практически не работал. Он нажимался и чуток замедлял велосипед, но незначительно. Передний тормоз работал нормально, но для неопытных пользователей наличие одного только переднего тормоза — опасная конфигурация.
Хорошо, что смартбайк не может быстро ездит – значит и хорошо тормозить ему ни к чему.
Smartbike не для высоких
Мне с моим средним ростом в 183 см максимальное положение седла не позволяло нормально выпрямлять ногу при езде. Это добавило неудобств. Если ваш рост превышает мой – лучше не пользоваться этими велосипедами длительное время, во избежание проблем с коленями.
Корзина неглубокая
Ну и вишенкой на торте будем считать неглубокую корзину на руле. Перевозить там что-то будет крайне сложно, ведь оно будет постоянно вываливаться из-за тряски, причины которой я описал выше.
В этом плане смартбайку надо брать пример с московских коллег. Да даже старая страшная кочерга на руле от велогорода была функциональнее – туда хотя бы одежда влезала.
В таком виде – дорого
Я проехал от работы до дома за один час. Первые 30 минут стоили 60 рублей, остальные по 5 рублей за минуту. Итого 210 рублей.
Это сравнимо с обычными точками проката. Но там 450 рублей можно получить нормальный велосипед начального уровня. С работающим переключателем, хоть какой-то амортизацией и классической резиной. На таком велосипеде этот маршрут занял бы минимум на 15 минут меньше. И это бы уже было сопоставимо с поездкой на метро, которая занимает у меня 45 минут.
Итог
Изначально я планировал купить абонемент и кататься на велосипеде летом на работу. Идея эта у меня зрела еще когда велогород был жив. Но после сегодняшнего тестдрайва придётся отложить сие развлечение до лучших времён.
Может когда-нибудь в городе появится более адекватный прокат или смартбайк обновит парк.
Видимо, все прокаты начинают с таких велов :)
А собственный вел хранить где-то нужно. Наша жилплощадь сейчас таким пространством не располагает. Я потому и думал прокатным обойтись, его ведь домой заносить не нужно.
Мне бы и этих хватило, если бы там планетарна была. Без неё совсем уж печально.
Ответить
Каденс тренируй)
Высокий каденс залог здоровья
Ответить