×

Atomic Heart — послевкусие

Похоже, что все безумные свидетели повесточки уже ушли за дальний кордон воевать с очередными ветряными мельницами. Это значит, что мне можно спокойно вылезать из норы со своим безумно ценным отзывом об очень большом и заметном событии в отечественном игрострое.

Наши ожидания, наши проблемы

На новогодних каникулах я прошёл God of War (не рагнарёк) на ПК. И от этого события у меня остался крайне негативный осадок. Куча наград и хвалебных отзывов об игре давали надежду на интересную историю и захватывающий геймплей.

На деле оказалось, что это просто пластилиновый мир с банальным сюжетом и очень бесячими механиками. Одно только однообразное разбивание сундуков чего стоит.

После такого провального опыта я не мог чего-то ожидать от перехайпленной отечественной игры под названием Atomic Heart и изначально вообще не планировал в неё играть. Если уж всеми нахваливаемый эксклюзив PlayStation так меня подвёл, то что ждать от местечковых разработчиков?

Лучшая рекомендация

Январские закончились, внезапно подкрались четыре февральских выходных. За два дня до них зарелизился тот самый отечественный блокбастер. И с этого момента в твиттере начался фестиваль пригоревших жоп. Список претензий к игре был бесконечным, но никто не ругал её за геймплей.

Ознакомившись с диспозициями враждующих лагерей я понял, что игра вышла — огонь, надо брать. Как раз можно пройти за выходные.

Поддерживаем отечественного производителя

Не смотря на то, что в сюжете игры нет никаких отсылок или упоминаний текущих событий на Украине, наши украинские партнёры всё равно активно пытались помешать её распространению.

Меня как разработчика вся эта история очень сильно задевает, потому что эта культура отмены по национальному признаку на моей сфере сказалась не лучшим образом.

В таких обстоятельствах отечественные продукты нужно всячески поддерживать. Поэтому для себя я решил, что игру нужно обязательно купить, а не пиратить на торренте.

Так у меня на компе появился ещё один запускатель игр vk play, а на карте стало чуток поменьше денег.

процесс загрузки игры atomic heart в vk play

Немаленький шутер получился, но и не 200 гигабайт, как у некоторых

Этот обзор я пишу через неделю после прохождения игры и просмотра всех вариантов концовок. Все эмоции уже улеглись и сетевые дискуссии закончились. Самое время зафиксировать результат.

Думаю, хватит уже прелюдий. Пора приступать к основному блюду.

Романтизация совка

Словосочетание из заголовка в первые дни после выхода можно было встретить в каждом втором обзоре. И этот факт многое говорит об игре.

В atomic heart настолько классный и проработанный мир с большим количеством аккуратно подброшенных под нос игроку деталей, что у людей с аллергией на совок не может не пойти кровь из глаз.

А как ещё может быть в игре про коммунизм на максималках? Здесь рабочий класс освобождён от капиталистического гнёта благодаря появлению трудолюбивых роботов-помощников. И такая идеологически чуждая субстанция как деньги в игре вообще не фигурирует ни в каком виде. Советскому гражданину не пристало заниматься вымениванием боевых трофеев на билеты гознака, оставьте это империалистам.

Игрока плавно погружают в историю, показывая очень яркую и приторно-идиллическую картинку. В погружении помогает очень ценное мнение главного героя с квадратно гнездовым мышлением. Этот типичный представитель социальной группы siloviki без конца всё комментирует и высказывает собственное мнение по любому поводу. Поддерживает эти диалоги умная перчатка по имени Храз, которой в игре уделено много внимания.

atomic heart графика GTX 1660 SUPER

Уровень графики на моей простенькой GTX 1660 SUPER. С разрешением FHD можно выкручивать всё на максимум, кроме теней и света. FPS будет играбельным.

При этом по сюжету AH это классическая антиутопия, которая прячет за ширмой внешнего благополучия жуткие социальные процессы. Поэтому окунуть игрока в пряничный мир с первых минут — вполне ожидаемый подход.

Очень похоже на то, что критики игры не провели в ней дольше первых десяти минут и не ознакомились с деталями сюжета. Иначе бы у них язык не повернулся сказать что история игры как-то может помочь реконструкции СССР. Скорее наоборот.

Культурный код

Авторы настолько постарались насытить игру деталями, что иногда от этого даже устаёшь. Если вам больше 30 лет и вы выросли на территории СНГ, то в этой игре вас поджидает огромное количество флешбэков из детства.

Это могут быть советские плакаты, типовые детские площадки или игрушки. Чего только стоит страшный заяц-робот из нупогоди на кодовых замках дверей. Кстати, мультики с зайцем и волком тут показывают в безопасных зонах с сохранениями. Отличная идея, я считаю.

И сверху на этом графическом тортике лежит вишенка из очень уместной отечественной музыки разных лет. Она тут очень толково вписана в сюжет и зачастую органично дополняет происходящее на экране.

Самый запомнившийся мне трек, это пауэрметал кавер на нетленную «траву у дома» землян в локации морга. Но даже Шура и Басков в игре отлично соседствуют с Аллой Борисовной и не вызывают никакого отторжения.

Оттого видимо так и корёжит потенциального неприятеля, что уровень скрепности в игре зашкаливает. Затрагивает она что-то такое, чего так не хватает всем нам в последнее время, добавляя смысла в происходящее.

Сексуальная объективация

Идейные последователи Клары Готфридовной Цеткин не упустили случая оскорбиться округлостями роботов-близняшек. Но и они также не стали знакомиться с сюжетной ролью этих роботов балерин.

Я считаю, что все вопросы по этой теме снимаются в миссии с театром. Которая по моему мнению является лучшей в игре.

Есть подозрение, что в Atomic Heart работали очень дотошные сценаристы и геймдизайнеры. Любое спорное решение в игре обязательно объясняется тем или иным образом. Герой нелепо матерится или роботы похожи на инвентарь сексшопа? Не волнуйтесь — рано или поздно вам тут всё пояснят.

Потная катка

Единственное непонятное мне игровое решение — высокая планка сложности. Я очень не люблю по сотне раз помирать при прохождении босов. Ещё меньше мне нравится часами повторять одинаковый алгоритм рискуя повторять всё заново после первой ошибки.

Но твиттерские обсуждения бесконечных смертей от рядовых роботов подтолкнули меня к единственно верному для меня решению — в эту игру нужно играть на лёгкой сложности.

И я не могу сказать чтобы мне было суперлегко и скучно. Даже на лёгкой сложности роботы вовчики вполне могут напасть внезапно и убить с удара. А уж про бесячих вёртких плющей и говорить нечего.

Не представляю, сколько бы мне пришлось помирать на обычной сложности. Это уже было бы что-то негуманное. Но я допускаю, что определённой группе хардкорщиков такая сложность будет по душе. Играют же люди в игры от FromSoftware.

Рваная динамика

Есть ещё один минус у игры. Похоже, что ближе к концовке что-то пошло не так и деньги внезапно закончились. Динамика игры просела и сюжетные решения упростилась. Даже анимация персонажа под именем Лариса стала очень топорной. Она просто не мигая смотрела на персонажа в упор, в лучших традициях игр двадцатилетней давности.

лариса atomic heart

Такой взгляд у этой Ларисы будет на протяжении большей части эпизода

Возможно, именно с этим связано появление открытых концовок, которые не дают ответов на большинство вопросов. Есть подозрение, что изначально задумывалось что-то более масштабное, но в итоге было решено выбрать самое недорогое решение чтобы сэкономить бюджет и ускорить дату выхода.

Итог

Я считаю, что игра получилась. И количество обсуждений вокруг неё это также подтверждает. Рядовую поделку собранную из подручных материалов никто бы так массово обсуждать не стал.

Очень хочется чтобы ребятам из Mundfish отсыпали бюджетов на полномасштабное продолжение, которое бы дало ответы на все вопросы, но не потеряло атмосферности первой части.

Ну и Элеонору тоже не обижайте. Она всяко живее этих ваших балерин =)

P.S. не играйте в это на консолях. Шутеры созданы для контроллера типа мышь.

logo