Эта запись будет посвящена нашему перелёту из Санкт-Петербурга в Тиват и обратно. Речь будет идти об авиакомпании, аэропортах, самолётах и обслуживании в них.
Чартерный рейс FV-5775 авиакомпании Россия
Библиоглобус в Черногорию нас отправлял чартером. Вылет из Санкт-Петербурга был назначен на 14:25 и через 4 часа мы должны были быть в Тивате.
После громких банкротств чартерных авиаперевозчиков я немного волновался что рейс могут отменить или сильно задержать. Менеджер слетатьру уверяла нас что авиакомпания Россия связана с Медведевым и ничего с ней не случится, но это так себе аргумент. Больше всего меня смущало ущемление прав пассажиров чартеров по сравнению с пассажирами обычных рейсов. Но такова цена за дешевизну билета. Хорошо что в итоге никаких проблем у нас не возникло.
Электронная регистрация на сайте
На сайте авиакомпании можно самостоятельно зарегистрироваться на рейс за 24 часа до отлёта. При этом там доступен выбор мест, но интерфейс не очень нагляден. Никакой картинки или графической схемы – просто выбор циферок и буковок из списка.
Чтобы не тыркаться наугад, мне пришлось ознакомиться в поисковике с планом мест в самолёте. Там есть нюансы с пространством для ног и возможностью откидывания спинки сиденья. Всё просчитать у меня не получилось, поэтому вид из окна в первом полёте был немного искажен крылом самолёта. На видео это будет хорошо заметно. Но это ерунда.
Новый терминал Пулково
Это был наш первый полёт из нового терминала. До этого мы летали только из старого, со стаканами на крыше. И мне старый терминал нравился гораздо больше.
В новом терминале, не смотря на большее пространство, очереди не исчезли. Их стало даже больше. Возможно это связано с увеличенными пассажиропотоками.
Стоять в очередях приходится на каждом этапе. Перед кучей досмотров, перед проверкой документов и перед выходом к автобусу до самолёта. Даже на фудкорте были очереди. Разве что в здоровенном дьютике очередей не было, но это не удивительно.
Электронная регистрация не спасла нас от очереди к стойке регистрации, потому что багаж опломбировать самостоятельно невозможно. Также распечатать посадочный талон было непросто из-за крайне непонятного интерфейса терминалов. Я не с первого раза понял, что там и как делается.
Детскую коляску нам разрешили сдать в багаж прямо у самолёта. Но как происходит процесс её передачи и последующей выдачи никто не объяснил. В итоге у самого трапа нам сказали просто сложить коляску и положить её на асфальт рядом с самолётом. Было волнительно – ведь её могли просто забыть.
Самое обидное, что из-за всех этих очередей я не успел перекусить перед полётом. Для меня это серьёзный минус.
Boeing 737-800 «Тюмень»
Самолёт нам достался относительно новый и современный – Боинг 737 2006 года выпуска. Авиакомпания Россия ему присвоила имя Тюмень. Видимо, потому что регулярные рейсы он именно туда выполняет. Но в этот раз он летел совсем не в Тюмень =)
Рассадка в салоне оказалась удобной для нас – по три кресла с каждой стороны. Это позволило мне занять место у окна, а Рите сесть в проходе (чтобы проще было вставать «по делам»). Машу мы посадили посередине, чтобы каждый мог уделять ей внимание.
В салоне было тепло, по ногам не дуло, но и духоты тоже не было. Вполне комфортные условия для полёта. Стоит учесть, что нам досталась не солнечная сторона. В обратном полёте всё было иначе.
Питание на борту
Как я уже писал, из-за очередей перекусить перед полётом у меня не получилось. Но и та бурда, которой кормили на борту тоже ситуацию мало исправила. Хотя я съел и свою и Машину порцию.
Дети в самолёте
Четыре часа полёта это не так уж и мало, как кажется. Для меня сидеть столько времени без движения – каторга. Но хуже всего эти условия переносят дети, которых на этом рейсе было немало.
Машуня к концу полёта начала капризничать и скандалить. Нам пришлось дать ей планшет с мультиками, чтобы как-то убить время. Но у этого решения был существенный минус – Маша не умеет пользоваться наушниками. Поэтому у наших соседей был выбор: либо слушать плач, либо смешариков. Я думаю, смешарики меньшее из зол.
Любопытно, что на обратном пути детей было гораздо больше. И многие были очень маленькими (даже груднички). Логично что повышение концентрации детей увеличило напряжение на борту. Благо эпицентром этого напряжения были не мы.
Турбулентность
В полёте из Санкт-Петербурга в Тиват я в первый раз в жизни познакомился с турбулетностью. Колдобины нам достались не очень ухабистые, поэтому ничего кроме повышенной тряски я не заметил. Внизу есть видео, на котором видно как тряслось крыло.
Тиват – аэропорт среди гор в нескольких метрах от моря
Садиться в Тивате крайне интересно благодаря потрясающему виду из окна. Во время посадки мимо плавно проплывают горы, между которыми видно море и красивые бухты. Прилипнуть к иллюминатору можно надолго.
Сам аэропорт возникает неожиданно. Еще более неожиданно то, что находится он на самом берегу Боко-Которской бухты. Буквально в нескольких метрах. Я по привычке ожидал какую-нибудь промзону на окраине города. А тут прям красотень.
По прилёту сразу можно вдохнуть горячего морского воздуха и посмотреть на горы, но не стоит расслабляться.
Непонятная история с детской коляской
Все уже вышли из самолёта и начали трамбоваться в малюсенькое здание аэропорта, а мы всё еще не получили детскую коляску, которую нам обещали отдать у трапа.
Довольно долго на скудном английском мы выясняли у сотрудницы аэропорта, как же быть в этой ситуации? В итоге решили трамбоваться в душную очередь на паспортный контроль, так как вероятнее всего коляска уехала вместе с чемоданами.
В очереди все были раздражены и озлоблены. Видимо сказывались перелёт, жара и резкая смена климата. На капризы детей все реагировали довольно агрессивно и это только усиливало общее напряжение.
Хорошо, что добрый черногорский дядька позвал нас пройти без очереди. Тем самым он спас множество нервных клеток нам и окружающим. Насколько я понял, всем родителям с детьми стоит сразу подходить к началу очереди, чтобы быстро пройти контроль.
Транспорт из Тивата в Будву
На выходе из аэропорта нас ждали прохладные и комфортные автобусы от Библиоглобуса. И это очень хорошо, так как другим способом выбраться из Тивата сложно.
Рядом с аэропортом проходит Адриатическое шоссе, по которому можно добраться аж до самой Хорватии. Но если выезжать из аэропорта дикарём, то придётся как-то узнать маршруты и места остановок рейсовых автобусов, которых по этому шоссе ходит много. Другого транспорта тут нет. Возможно есть такси – я не уточнял.
Рейс 5776 Тиват – Санкт-Петербург специально для жаворонков
Вылет из Тивата у нас был назначен на 7:20 утра. Это довольно рано. Особенно учитывая, что нам нужно было еще час добираться до аэропорта на автобусе, который привез нас с большим запасом времени до отлёта.
В итоге Машуня успела еще немного поспать в автобусе, а вот у Рита не получилось – её очень сильно укачивает на местных серпантинах.
Аэропорт Тивата скучен
В ожидании начала регистрации в аэропорту Тивата делать абсолютно нечего. В маленьком здании кроме стоек регистрации посмотреть не на что, поэтому время до начала регистрации мы провели на пустой парковке рядом. Заодно посмотрели как утреннее солнце вылезает из-за гор.
К слову, на территории аэропорта так же как и во всей Черногории не очень чисто. Не грязно, но лёгкий налёт раздолбайства присутствует. Наверное, климат способствует.
Обратно без электронной регистрации
Услуги электронной регистрации на обратный рейс уже не было. Видимо, этот сервис завязан на возможности аэропорта и в Тивате таких возможностей нет. Я даже уточнил этот вопрос у авиакомпании – они подтвердили что обратно зарегистрироваться на сайте нельзя.
Без электронной регистрации я опасался, что нас не смогут посадить рядом и пришлось бы договариваться с соседями. Но смена мест была бы в их интересах: сидеть рядом с ребёнком, у которого началось активное шиловжопие – то ещё удовольствие.
Санкт-Петербург встречает дождём
В обратном полёте мы сидели на солнечной стороне. И солнце жарило так, что иллюминатор пришлось закрыть. Но даже через закрытый иллюминатор жар попадал в салон, потому что пластиковая шторка знатно нагревалась. До неё было не дотронуться.
В Питере проблема горячего иллюминатора быстро решилась естественным образом. За окном было всего +14 (и это в июле) и накрапывал мерзкий дождь. Но я соскучился по дому и меня всей этой фигнёй было не расстроить.
Заключение
В итоге полёт в обе стороны прошел хорошо, условия были вполне комфортные. Ну и впечатления остались в основном позитивные. Никаких хрестоматийных ужасов летних курортных чартеров не было. Возможно, это связано с тем, что мы молодые родители и нас мало чем можно расстроить на пути к отдыху на море.