Давным-давно, во времена когда Машунька еще не родилась, ипотека еще только оформлялась, а наша Kia Rio только-только была продана, вкралась мне в голову идея — написать свой модуль для маркетплейса битрикс.
Процесс написания
Время шло, идея созревала. И вот примерно через год я придумал, что можно сделать – переписать компонент записи на подключение, который я когда-то написал на работе, и сделать его универсальным. Подобный функционал должен быть востребован на рынке, но в маркетплейсе модулей решающих эту проблему нет. С идеей всё было понятно, но нужно было с чего-то начать. Тут-то я и допустил первую ошибку.
Ознакомившись с правилами маркетплейса, я решил сразу зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (т.к. платные модули могут выкладывать только юридические лица или ИП). Как оказалось позже – зря. По моим подсчетам на переписывание модуля мне понадобилось примерно два месяца, но я не учел, что с появлением Машуни свободного времени может совсем не остаться и в итоге провозился с этой задачей больше года. За это время мне пришлось дважды заплатить взносы во всякие фонды, которые по нашим гениальным законам уплачиваются, даже если ты не вёл никакой деятельности.
Если посчитать количество затраченных на написание модуля часов, то получится не намного больше планируемого. Просто часы эти редко удавалось выкроить компактно, чтобы сесть, собраться и писать без перерыва. Чаще приходилось писать по чуть-чуть, урывками. Нет, конечно можно было бросить всё и с головой окунуться в код, но так можно совсем в биоробота превратиться без личной жизни =)
Но то, что свободного времени было мало, это еще полбеды. Основная беда – бесконечный поток улучшений. От изначальной идеи редактирования имеющегося кода быстро пришлось отказаться, т.к. очень уж у нас специфичные условия на работе. Большинству клиентов все эти условности и ограничения не нужны. По мере написания кода, хотелось постоянно что-то улучшить или переделать. Но время шло, налоги за ИП платились, а никакой вероятности гешефта на горизонте не наблюдалось.
Публикация
И вот только этой зимой я, наконец, привёл модуль к законченному виду, в котором его можно было выложить в маркетплейс. Но получилось это не сразу.
Самая главная проблема была: «Как собрать корректный установочный архив?». Архив там должен быть не простой, а с перекодированными языковыми файлами (которые у меня на 2х языках) в кодировке CP1251. Мой проект, естественно, был в кодировке UTF8 и, чтобы выполнить требования, пришлось изрядно повозиться.
В теории, все разработчики могут пользоваться специальным компонентом для создания установочных архивов из готового модуля, который распространяется через маркеплейс. Но на моём модуле этот компонент стал барахлить – он испортил некоторые файлы и сделал код нерабочим.
Пришлось писать свой скрипт, который перекодировал всё по требованиям битрикса и выдавал в готовом виде (думаю, можно даже его тут выложить, вдруг кому пригодится). Но даже после этого модуль работал не всегда.
Уже после успешного прохождения модерации выяснилось, что при установке демонстрационной версии модуля ничего не работает. Оказалось, что скрипт обфускации файлов модуля для работы демок из маркетплейса работает некорректно, если в файле нет закрывающего php-тега ( треугольной скобки со знаком вопроса) В системных модулях битрикса отсутствие закрывающего php тега – нормальная практика. Поэтому, я ожидал что и тут тоже проблем не возникнет.
Пришлось изрядно повозиться, чтобы добиться корректной работы и установки модуля. Итогом стала вот эта страничка в маркетплейсе.
Первые клиенты
Потом выяснилось, что с jquery у всех сложно, кодировки сайтов могут быть какие угодно, к тому же еще и шаблоны могут переопределять стили моего компонента. Поэтому пришлось повисеть на удалённом доступе диагностируя неполадки. В итоге это всё вылилось в 4 обновления и целый список для улучшений, которые нужно будет реализовать в будущем.
После небольшой активности первых месяцев приложение перестало кого-либо интересовать. Редкие просмотры страницы в маркетплейсе в установки демоверсий не конвертировались. Ну и похоже что маркетплейс не такая уж популярная штука =) Следовало как-то продвигаться.
Продвижение
Самый простой способ которым можно было воспользоваться — два бесплатных баннера в маркетплейсе. Первый можно разместить сразу – второй через два месяца. Баннеры я наваял и выложил, но выхлопа с них не получил никакого. Народ на страницу заходил и просматривал, но даже демку ставили только единицы.
Помимо баннеров нужно было выложить статью в блоге разработчиков и написать на всех возможных ресурсах об этом компоненте. Но делать этого я не стал. Объясню почему.
Ценовая политика
Стоимость решения в маркетплейсе вещь непостоянная. Насколько я понял, в интересующих меня категориях живые клиенты обитают редко, и по той цене, что выведена в магазине, они там также редко что-то покупают. Происходит так потому, что все продажи у битрикса заточены на партнёров. Партнёр имеет скидку и, в зависимости от своего статуса, может продавать решения других партнёров за пол цены.
Получается двоякая ситуация, если ставить высокую цену – это отпугнёт клиентов. Если ставить низкую цену, то продажи партнёров будут не стоить того времени, что придётся потратить на поддержку решения. А потратить его придётся, т.к. решение сложное.
Изначально я выставил цену в 6900 рублей. Затем опустил до 4900. Понижение цены вообще никак не сказалось на продажах. Их просто не было с момента понижения.
Итог
После первой волны заказов активность клиентов упала до нуля. Иногда появлялись вопросы от потенциальных клиентов и часто оказывалось, что им нужно довольно серьёзно переделывать компонент под свои требования. Я готов был им помочь, но не бесплатно и не за копейки.
Постепенно я понял, что компонент в том виде, что он написан, не устраивает среднестатистического пользователя. Вернее даже так – не существует среднестатистического клиента у этого компонента. Каждому нужно что-то своё, с преферансом и куртизанками.
В этих условиях окупить налоги и ведение счета не представляется возможным. Поэтому сейчас я решил закрыть ИП и сделать модуль бесплатным. Тем, кто его купил, я буду всячески помогать, но на новых клиентов будут тратить время по мере возможности.
Посмотрим, будут ли пользоваться этим компонентом бесплатно. Возможно, у истории будет продолжение.
В том то и дело. То что функционал востребованый мне и так было понятно, но задумка была в том, чтобы модуль сам себя продавал. А вышло что нужно заниматься активными продажами, чтобы хотя бы в ноль выйти из-за налогов.
Ответить