Давным-давно, еще в царские времена, во Пскове был трамвай. После второй мировой его ни стало, но отголоски тех времён остались в разных уголках города. Например, на одной из улиц дорога разрушилась до такого состояния, что из-под асфальта вылезли шпалы. Видимо, после войны дорогу наспех заасфальтировали поверх шпал и с тех пор никакого ремонта там не проводили. Благодаря древним яндекс.панорамам сейчас можно посмотреть на это чудо. Рядом с нашим домом тоже был подобный артефакт — непонятно как оказавшийся там трамвайный столб. Ни на одной сохранившейся схеме я не видел чтобы трамвайные линии заглядывали в этот уголок города, но столб до сих пор там. Возможно, его туда установили просто потому что других не было, а может быть к нам тоже планировали пустить трамвай =)
Таким образом, трамваи в моём детстве играли роль ископаемых мамонтов. Их останки еще находили в земле, но как они выглядели при жизни, я не знал. На тот момент я был уверен, что без трамвая Пскову только лучше – ничто не мешает ездить по и без того узким дорогам, да и грохота от машин поменьше, чем от трамвая. А потом я уехал в Питер.
Старые петербургские трамваи
До питерских трамваев кровавые нацистские лапы не дотянулись, но и прогресс тоже оставил их в покое. Сотни старых, ржавых вечно гремящих развалин собранных в 70х – 80х годах прошлого века до сих пор ползают по городу.
Глядя на них, язык не повернётся назвать эти консервные банки транспортом будущего. И никакие мысли об экологичности тут не возникают. Самое забавное, что с неприглядным видом трамваев идёт активная борьба. Вот только ведётся она бредовым способом перекраски раз в полгода. Лучше бы на те десятки миллионов, что выделены на покраску, покупали бы по паре новых трамваев с той же частотой.
На самом деле, ржавчина снаружи это ерунда. Главное в общественном транспорте – удобство передвижения. У старых трамваев с этим беда. Во-первых, в самом многочисленном типе трамвайных вагонов сейчас установлены старые неудобные сидения в один ряд, которые уже давно износились. К тому же в большинстве этих вагонов вместо сидения используется две деревянные палки, но при этом стоят удобные считыватели для карт оплаты. Очень инновационно! =)
Во-вторых, создаётся впечатление что стены трамваев моются раз в пол года ссаными тряпками (ну либо равномерно протиратся куртками пассажиров). Даже смотреть на них неприятно.
Старая иссохшаяся гармошка намекает нам, что всё тлен.
Естественно, что при таком внешнем виде стены, сидения и даже окна трамваев активно используются школотой для наковыривания и намалёвывания разнообразных бессмысленных надписей.
Инфраструктура тоже осталась в прошлом веке. Электронные табло или хотя бы просто удобные и понятные указатели с полными маршрутами в Питере не используются. Узнать что и куда едет можно только по краткому списку основных остановок на самом трамвае. Поэтому нередко люди забегают в вагон, спрашивают доедут ли они до какого-либо места и выбегают обратно.
Но всё это тоже не так страшно. Вот ситуация с сигнализацией места остановки действительно опасная. Когда едешь на машине за трамваем, то не всегда можешь рассмотреть знак остановки, т.к. часто они повешены так, что за грудой проводов и рекламы разглядеть их невозможно. В этой ситуации полагаться можно только на лампочки с иконкой остановки на самом трамвае. И вот тут опять сказывается древность и ущербность инфраструктуры, т.к. в солнечную погоду мощности лампочки хватает только чтобы лишь незначительно осветлить потускневшее от времени стекло.
Трамваи и ПДД
Если посмотреть на всё что написано выше и почитать ПДД, то можно задаться вопросом: почему этим громыхающим монстрам отдано столько привилегий? На перекрёстках их нужно обязательно пропускать, на их рельсы можно заезжать только для поворота (и то только если знаки не запрещают), еще и останавливаться перед ними нужно, если они решили высадить пассажиров. Сплошные неудобства для водителей автомобилей!
Когда я сдавал на права и покупал машину, тоже думал похожим образом. Но потом поездил по городу и понял, что при таком количестве машин и такой большой плотности населения города общественный транспорт должен иметь все возможные привилегии, и еще парочку невозможных. Автобусы это хорошо, но выделенные полосы это редкость, да и соблюдают их ограничения не часто. А у трамвая уже есть выделенная полоса в виде рельс и ничего придумывать не нужно.
Но для того чтобы автомобилисты пересели на общественный транспорт, этот самый транспорт должен стать лучше. Те трамваи, о которых я написал выше, устраивают только бабулек, которые к ним просто привыкли. Автомобилисты в эти громыхающие жестянки пересядут только если случится катаклизм. Но, как показал челябинский метеорит, автомобилисты даже конец света предпочтут встретить стоя в пробке, но при этом сидя в удобном автомобильном кресле, обдуваемом кондиционером под любимую музыку.
Изменить ситуацию можно только постоянно обновляя трамвайный парк.
Новый трамвай на Сенной
Не так давно во всех местных СМИ начали рекламировать возобновлённый челночный трамвайный маршрут «Сенная площадь — площадь Репина». Нам с Ритуськой стало интересно, от чего столько шума? Маршрут вроде коротенький и никаких глобальных транспортных проблем решить не может. Но всё оказалось гораздо интереснее, чем на первый взгляд.
Во-первых, челночным этот маршрут назвали не просто так – у новых трамваев две кабины в обоих концах состава. А всё потому, что в районе Сенной площади просто нет кольца для разворота. Чтобы отправиться в обратном направлении машинисту приходится выходить из одной кабины и пересаживаться в другую. На площади Репина кольцо осталось, поэтому там машинисту пересаживаться не нужно. Пересадка происходит уже после того как трамвай возвращается на Сенную площадь и никто из пассажиров этого не замечает.
Салон новых трамваев напоминает салон хороших автобусов. Тут низкий пол, два ряда нормальных сидений, достаточное количество поручней, но, в то же время, еще нет считывателей для карточек. Вместо них имеется добрый дядька кондуктор.
В отличие от древних собратьев, имевших одну здоровенную грязную гармонь, этот трамвай имеет две аккуратные гармошки, соединяющие три его секции.
А над головой находится кондиционер. При этом сайт производителя трамваев пишет, что у водителя в кабине тоже есть свой кондиционер. Всё как у людей =)
Благодаря тому, что в трамвае две кабины, находясь в хвосте состава можно внимательно рассмотреть что какая лампочка на пульте показывает, не мешая при этом водителю. Водительское место выглядит неплохо, панелька сбоку даже айпад напоминает по дизайну =)
Но в окно к водителю мы тоже ненадолго заглянули.
Трамвай новый, поэтому всё находится на своих местах. Даже молоточки для аварийных ситуаций висят на месте.
И светодиодные лампочки над дверями все в строю.
И люк в крыше можно открыть с помощью вот таких ручек.
Для инвалидов-колясочников предусмотрено отдельное место с инструкцией по креплению коляски.
Всего в салоне два таких места, еще есть 60 сидячих и 174 стоячих места. Об этом сообщает табличка под потолком.
По ровным рельсам трамвай едет очень тихо и плавно. Но не везде по маршруту движения есть ровные рельсы. Местами так трясёт, что становится страшно за исправность трамвая.
Вот видео из салона.
Для сравнения, можно посмотреть видео из старого трамвая с характерными щелчками (видимо при переключении передач).
Не смотря на то, что маршрут короткий, туристам было бы интересно на нём прокатиться =) Пешком в эту часть города они не так часто забредают, разве что на речных экскурсионных катерах.
Не смотря на все положительные стороны этого маршрута остаются непонятными 2 вопроса: почему трамвай не идёт до Гостиного двора, и почему остановка вынесена так далеко от метро?
О том, что маршрут востребованный говорит хотя бы тот факт, что маршруточная мафия обклеила свои автобусы наклейками, агитирующими не пользоваться трамваем.
Мало того, они еще и наняли глашатаев, которые в час пик зазывают всех пользоваться их услугами, правда, мы их не застали (не хлебный день). В добавок ко всему этому, в первую неделю пуска нового маршрута на одной из остановок трамвай был изрисован снаружи баллончиком. Тоже явно неспроста.
А ведь маршрутчикам есть чего бояться. Именно они создают огромные проблемы на остановках, создавая локальные транспортные коллапсы.
Пока они по 10 минут собирают пассажиров и пересчитывают деньги нормальным перевозчикам негде остановиться.
Из-за этого автобусы вынуждены останавливаться вторым рядом. А автомобилистам в этой ситуации вообще деваться некуда.
Все 5 автобусов на этой фотографии стоят и набирают пассажиров. Автомобилисты негодуют.
Если при этом учесть перегруженность и недоразвитость Санкт-Петербургского метрополитена, то легко понять, почему многие считают, что трамваю должен отдаваться максимальный приоритет.
В этой ситуации трамвай со своей выделенной полосой в виде рельс должен стать панацеей от пробок. Если ГИБДД станет чаще штрафовать за выезд на трамвайные пути, а столкновение с трамваем по вине автомобиля будет навлекать на водителя оплату простоя всей линии, то ситуация с передвижением по городу станет гораздо лучше. Конечно, пробки никуда уже не денутся, они теперь будут постоянным атрибутом большого города. Но зато пешеходы станут более мобильными и поездка на работу будет более приятной.
Итог
Выше я постарался описать то, как эволюционировало моё отношение к трамваю. Начиная с полумифических легенд о древних пепелацах и заканчивая мечтами о будущих светлых днях, когда общественный транспорт будет быстрым, удобным и комфортным.
У личного транспорта множество преимуществ, но приоритет должен отдаваться общественному, иначе кровеносная система города перестанет работать и он просто умрёт.