Самокат очень противоречивый вид транспорта. Долгое время я считал, что это просто такой очередной способ выпендриться для хипстеров. Из той же серии что борода, молескины и эти ваши рейбены. Взрослый человек на самокате для меня был похож на неформала. Что-то вроде панков, эмо и готов. Только те своим видом пытались что-то доказать обществу, а эти транспортом решили выделиться. Ну бывает, что поделаешь.
С давних пор я уважал только велосипед и в качестве альтернативы общественному транспорту и личному автомобилю долгое время рассматривал только его.
Как же я скатился до самоката?
Велоснобизм мой постепенно стал сходить на нет с моего переезда в Питер. Через пол года после переезда я снова обзавёлся велосипедом и попробовал добираться на нём до работы. Помимо очевидных проблем с погодой, были и неочевидные проблемы, например, с парковкой у бизнес центра на работе. Если кому-то любопытно, вот тут есть трек маршрута
В конечном итоге больше 10-15 поездок на работу за сезон не выходило. Этож Питер, детка. Тут солнечные дни в дефиците, а остальные дни мокнуть в грязной одежде под дождём по пол часа – то ещё удовольствие.
Также я пытался ездить с велосипедом во Псков на плацкарте и в электричке. Обе поездки вышли на любителя. Печален тот факт, что сейчас ни первого, ни второго поезда больше нет в расписании, но сейчас не об этом.
Это всё утвердило меня в мысли, что оптимальное применение велосипеду – поездки выходного дня. В наших реалиях он плохая замена общественному транспорту, а как дополнение использовать его не получается.
В это же время, многие мои друзья и знакомые также осваивали разные способы передвижения. Кто-то как и я ездил на велосипеде, кто-то на роликах (их я тоже пытался освоить, но переплевался и продал). И вот один знакомый тогда постил в твиттер сообщения о том, как ему катается на самокате.
Пацаны, а никто на самокате не пробовал гонять по городу? Я в магазине заценил. Оч вроде круто.
— Керил (@nikiforov) 19 мая 2012
А #pskov от тачек точно надо избавлять. Кузбасская — Волкова. 20 мин от двери до двери на самокате без напрягов особых. И так везде.
— Керил (@nikiforov) 4 июня 2012
@max_katz я вот езжу в коворкинг на самокате (питер). 1.6км. 10м в среднем. На любом ОТ 20м минимум, 30р в одну сторону.
— Керил (@nikiforov) 24 сентября 2012
Именно после его твитов я и задумался о самокате как о средстве передвижения. Постепенно люди на самокате перестали мне казаться шизиками. Я даже прочитал несколько статей о том, какие есть самокаты и как их выбирать. Но дальше размышлений дело не двигалось, пока…
Выбор и покупка
Пока мы не продали свой французский автоконструктор. Вырученных средств на машину не хватало. Зато большинство самокатов в этот бюджет вполне влезало. После небольшого семейного совета было принято решение купить мне самокат, приурочив покупку ко дню рождения.
Хотя, на самом деле, по настоящему задумался о покупке я немного раньше – когда мы выбирали детское кресло для велосипеда в декатлоне (если кто не знает, то это что-то вроде икеи только французское и про спорттовары). В этом магазине посетители могли протестировать все продающиеся самокаты. Я протестировал и понял – ХОЧУ себе самокат! Но необязательно из декатлона.
В процессе выбора я сразу отказался от покупки электросамоката по двум причинам. Во-первых, они тяжелые и в метро с ними заходить было бы неудобно. Во-вторых, они лишают меня физической нагрузки, которая была бы очень кстати с моей сидячей работой. Ну и цена там тоже высокая, но не запредельно.
Также было важно чтобы самокат был качественным, не тяжелым, подходил мне по ростовке и легко складывался. Как это ни странно, но под все критерии подошел тот вариант, на котором я катался в декатлоне, только немного получше.
Итак встречаем
Oxelo Town 9 Easyfold
Первое что мне в этом самокате понравилось – он очень качественно собран. Детали выполнены из нормальных материалов и хорошо подогнаны друг к другу. Всё продумано и находится на своём месте. Нет ощущения детской игрушки. Китайские погремушки из нижнего ценового сегмента и рядом не валялись.
Самое главное достоинство этого самоката в том, что его можно сложить за пару секунд не наклоняясь и не трогая ничего руками, после этого также очень легко можно открепить ручки от руля и закрепить их на специальных креплениях. Я делаю это останавливаясь на светофоре перед метро. Единственное неудобство – кнопка складывания самоката иногда попадает между протекторов кросовок и нажать с первого раза не получается. Но тут виноват высокий протектор.
В сложенном состоянии самокат можно катить на переднем колесе. В этом положении изогнутый «вынос руля» выполняет роль ручки. Есть и минус — сложенный самокат катясь на переднем колесе будет подскакивать на трамвайных рельсах, ямах и прочих неровностях. Поэтому я предпочитаю нести его в руке. В комплекте есть также ремень для переноски на плече, но я его ни разу не пристёгивал за ненадобностью. Также в комплекте есть все необходимые шестигранники для обслуживания самоката. А они там не простые – чем то напоминают отвёртки для шурупов от apple.
Весит самокат 6 кг и я бы не рекомендовал его детям и слабеньким девчушкам, так как он тяжеловат по сравнению с китайскими собратьями. Но меня такой вес не напрягает. Да и мой собственный вес в одежде и с полным рюкзаком барахла приближается к 100 кг. Лёгкие самокаты такое могут не выдержать.
У этого самоката два тормоза – классический ножной (совмещённый с задним брызговиком) и ручной как у велосипедов. Я стараюсь использовать только задний, так как ручной тормоз сильно стачивает колесо (там к внешней поверхности колеса прижимается пластина). Ручное торможение полезно, когда нет времени заносить ногу назад, или когда нужно притормозить совсем немного, ну или если нужно затормозить очень быстро (тогда нажимаются оба тормоза одновременно). В любом случае, безопаснее иметь два варианта торможения, чем один.
Безопасности также способствуют светоотражатели, расклеенные по всему периметру. Спереди они находятся у кнопки складывания, сзади у оси заднего колеса и по бокам деки для ног есть полоски. Я еще дополнительно прикрепил на рулевую штангу фонарик. Который в осенний период оказался очень важным девайсом. Ниже расскажу почему.
Передний аммортизатор чудес не совершает. Он лишь немного сглаживает неровности. Ездить с комфортом по плитке не получится. Но это ожидаемо, иначе бы при отталкивании часть усилий расходовалась бы на раскачивание аммортизатора, а это снижало бы накат и заставляло бы чаще отталкиваться.
На хреновом стёртом асфальте с кучей мелких камушков самокат будет дребезжать. Источников звуков два – крепление кнопки для складывания и звонок на руле. Звонок легко зажимается большим пальцем и ведёт себя тихо. А вот что делать с механизмом складывания я пока не придумал.
Звонок, кстати, ооочень полезен. Тротуары в Питере узкие, пешеходов много. Лучше заранее предупреждать о своём появлении, а то некоторые люди ходят совсем не равномерно прямолинейно.
Брызговики на колёсах очень толковые. Вся вода летит в стороны от самоката. Единственное что запачкается в дождь это обувь на толчковой ноге. Эту ногу приходится выносить в сторону от самоката, а туда как раз летят брызги с переднего колеса. И если вы, как и я, будете регулярно менять опорную и толчковую ногу, то в дождь обувь будет равномерно грязной. Но это мелочи. Вся остальная одежда будет чистой.
На выбор было два варианта цвета – матовый металлический и глянцевый белый. Я выбрал первый вариант и не прогадал, так как при такой расцветке потёртости не сдирают краску, а лишь шлифуют металл. В итоге царапины не бросаются в глаза. С моей интенсивностью катания белый бы уже выглядел непрезентабельно.
Ну и как оно?
С самого момента покупки я старался максимально использовать самокат. Не из принципа, а из-за того что это очень удобно. В магазин за какой-нибудь мелочью, в поликлинику за справкой, на работу – куда угодно быстрее добраться на самокате. Всё потому что самокат позволяет комбинировать разные типы транспорта. Можно доехать на самокате до метро, от метро на самокате до трамвая и дальше опять же на самокате до места назначения. И получится быстрее, чем на машине, потому что в метро пробок нет, а трамваи часто ездят по обособленным рельсам. Даже на автобусах можно передвигаться быстрее. Как только автобус встал в пробку, ничто не мешает выйти на остановке и продолжить путь на самокате.
Со скоростью передвижения у самоката всё просто замечательно. В первую же свою поездку на работе я записал трек от дома до метро и от метро до работы. Средняя скорость перемещения в тот момент была примерно 12 км/ч, сейчас у меня средняя 15 км/ч на ровной дороге. В первые поездки я еще осторожничал, так как не знал где лучше всего ехать и насколько хорошо самокат рулится и тормозит. Сейчас уже я к самокату привык, и знаю как можно ехать и как ехать не нужно.
Самокатный сезон у меня продлился с августа (покупка) и до середины ноября (когда начался осенне-зимний дрист на дорогах). Как я уже писал выше, мелкий дождь самокату не мешает. Но вот с окружающими сложнее. В дождь в сложенном состоянии самокат может запачкать окружающих. В общественном транспорте приходится всячески укрывать самокат, чтобы люди к нему не приближались — для их же безопасности. Но с личным пространством и внимательностью у окружающих большие проблемы. Обязательно кто-то захочет пристроиться вплотную к самокату или попытается насесть пузом на тебя в толкотне, не замечая что внизу еще что-то есть. По началу, это напрягает, но потом привыкаешь к такому поведению окружающих и не паришься. Запачкались – сами виноваты, я сделал всё, чтобы этого не произошло.
Пару раз даже пришлось проехаться по льду на замёрзшем с утра литейном мосту. Ощущения не очень, но удалось не упасть. Самое неприятное, что толчковая нога проскальзывала. Самокат себя вёл адекватно. Езда по мокрому граниту также напоминает езду на льду. Упасть не так просто, но в поворотах нужно быть аккуратным. Это нужно учитывать начинающим пользователям самоката.
Ездить держась за руль одной рукой это отдельный навык. Тут вам не велосипед. Медленно ехать несложно, быстро ехать страшно, а налететь на яму вообще #####.
Из-за того что колёса самоката плотные и цельнокаучуковые (или из чего они там?), сами по себе они ничего не аммортизируют. Поэтому наезд на мелкий камень диаметром с пятирублёвую монету заставляет самокат резко подпрыгнуть на переднем колесе. Если ехать держась одной рукой, то это может привести к падению, так как очень легко вывернуть руль слишком сильно и заблокировать переднее колесо.
Падения
В октябре уже начало рано темнеть, поэтому по дороге с работы я ездил с включенным фонариком — вот таким). Изначально я его покупал для велосипеда, но велосипед пылился на балконе, а самокат использовался каждый день, поэтому я приспособил фонарик к самокату. И именно из-за отсутствия этого фонарика случилось моё единственное падение.
В одно морозное утро китайское крепление фонарика сломалось. В этот же день, вечером мне нужно было съездить из дома в аптеку в пределах нашей деревеньки. Тогда я решил что и без фонарика проеду. Не проехал.
Я пытался в темноте объехать люк «по памяти» и забыл что сбоку от него есть яма сантиметров в 10-15 глубиной. Переднее колесо налетело на яму и остановило самокат. Я же по инерции продолжил движение. В итоге руль самоката ударил меня по передней части бедра, оставив там два огромных синяка, ну и ожидаемо были разодраны ладони и локоть, на которые я приземлился. Самокат остался цел, только на одной грипсе расцарапалась боковина.
После этого падения мне больше не хочется ездить по темноте без фонарика. Особенно учитывая отстойное освещение питерских тротуаров. Ведь фонари у нас стоят только вдоль дороги, а тротуар освещать никто не считает необходимым. Так что чуть позже крепление я починил. И теперь снова могу ездить в темноте.
Проблемы
Поломок не было, был только износ. Из-за езды в сырую погоду по грязным лужам передний подшипник забился песком и стал не так хорошо крутиться. Чтобы нормально ездить приходилось регулярно подливать в него масла. Весной я планирую либо поменять подшипник, либо купить колесо в сборе. Проблемы с подшипниками и сырой погодой известны всем роллерам и владельцам самокатов. Ничего с этим не поделаешь. Можно списать на стоимость использования.
Что в итоге
Я могу со всей ответственностью сказать, что самокат таки рулит. В сравнении с велосипедом он:
- легко складывается и не занимает много места
- помещается в багажник любой машины
- не так сильно пачкает одежду в дождь (только обувь)
- может проноситься с собой в магазин
- не требует специальных манипуляций и билетов для проноса в общественный транспорт
Эти плюсы перевешивают отсутствие внедорожных качеств и меньшую скорость.
В сравнении с роликами самокат:
- имеет нормальную систему торможения
- не требует долгих процедур одевания и снимания
- имеет большую проходимость (по утоптанному грунту можно ехать быстрее пешеходов)
В качестве дополнения к общественному транспорту самокат идеален. В багажнике машины он тоже будет полезен. В сезон мой будний день состоял из поездки от дома до детского сада на машине, потом на самокате до метро, потом от метро на самокате на работу. Ну и тоже самое в обратном порядке вечером.
При таких маршрутах самокат экономил мне около часа времени на дорогу в день. И помимо этой экономии был еще эффект от необходимости двигать своими ленивыми булками. С моей работой двигаться нужно больше. К тому же с утра после поездки на самокате на работу приезжаешь уже бодрячком. Ни каких кофиёв не нужно.
Думаю, на этом про самокат пока всё. Теперь нужно про баклажан рассказать, но там тоже без простыни текста не обойтись =)
Чернышевская это плюс одна станция, т.е. минимум на 3 минуты дольше. Да и там с утра большая толкучка. Площадь ленина и ближе, и свободнее.
Ну и асфальт от площади ленина лучше. От чернышевской там много плитки с дождевыми отливами, которые дико раздражают.
На рсс потом гляну, не думал что остались те кто им пользуется =)
Ответить
Гики пользуются;)
Даже отмерший google reader не убил эту привычку. Имхо удобнее, чем получать на почту или постоянно лазать проверять интересующие блоги.
Ответить
Я для себя RSS заменил твиттером. У всех интересных мне сайтов он есть =)
Ответить
Кстати, сейчас есть фотки. Может у меня 29 числа инет не очень был))
Ответить