×

Flow Festival – как мы слушали Arctic Monkeys

Одним студёным зимним вечером я искал в сети новую музыку. И тут в каком-то паблике всплыло сообщение что Arctic Monkeys закончили записывать новый альбом и поехали в тур. В основном тур проходил по английским городам с небольшими вкраплением других стран. В Россию мартышки не собирались.

В списке присутствовал некий Flow Festival в Хельсинки, о котором мне на тот момент совсем ничего не было известно. Быстрый гуглёж показал что фестиваль может быть интересным. Да и Хельсинки совсем недалеко. Но входные билеты на день стоили по 100 евро с человека и ближе к лету могли еще подорожать. Надо было всё обдумать.

Who the Fuck are Arctic Monkeys?

Тут стоит объяснить, что Arctic Monkeys это одна из самых моих любимых групп. И я очень давно хотел услышать их вживую, но никак не мог попасть на концерт. Многие группы уже пропали из моего плейлиста, но мартышки там всегда были хорошо представлены.

Не так давно Arctic Monkeys ушли в творческий отпуск, а солист Алекс Тёрнер снова вернулся к своему отдельному проекту The Last Shadow Puppets (TLSP). Но потом они снова объединились и даже записали новый альбом, который получился совсем не похожим на все предыдущие пластинки. Это скорее продолжение идей TLSP, но под вывеской Arctic Monkeys.

С такими вводными вполне могло оказаться что это воссоединение мартышек лишь временное явление перед окончательным закрытием или переформатированием проекта. А значит – надо было ехать в Хельсинки, чтобы успеть еще послушать любимые песни в оригинальном исполнении.

Тем более что у меня эти песни четко ассоциируются с первыми годами жизни в Питере. Ностальджи и все дела =)

Далеко ли до Хельсинки?

Зимой у нас еще была гранта и мы даже не собирались её продавать. Но перспектива ехать после концерта домой на машине не радовала. Хотелось бы отдохнуть, а не стоять в пробке у границы.

Было еще три варианта: автобус, поезд и самолёт. Самолёт можно сразу отбросить, потому что это дорого и долго. Сам полёт занимает мало времени, но возня в аэропорту перед отлётом и после прилёта может растянуться.

С автобусами у меня сложные отношения. Чаще всего в них мне попадались тесные и душные места, на которых еще и укачивало. Уж лучше в пробке за рулём постоять, чем на автобусе ехать.

Идеальный вариант это поезд. Там и туалет с буфетом есть, и походить можно. Некоторые даже могут поспать (но не только лишь все, об этом читайте ниже)

Аллегро до Хельсинки едет три с половиной часа и стоит всего на тысячу рублей дороже автобуса. Еще и на границе стоять не нужно. Таможенники и пограничники всё оформляют прямо на ходу. Как говорится — выбор очевиден.

Кресла в поезде Аллегро

Туда мы ехали без соседей за спиной — очень удобные места

Место для ног в поезде Аллегро

Ногам просторно

Розетки в поезде Аллегро

Даже телефон зарядить можно — цивилизация!

До фестиваля

Аллегро прибывал в Хельсинки в три часа дня, а всё более-менее интересное на фестивале начиналось часов с восьми. Этого времени нам хватило чтобы побродить по городу и перекусить перед фестивалем. Какого-то особенного маршрута мы не намечали – просто решили обойти весь центр и заходить туда, где нам будет интересно.

В процессе брожений по городу я решил, что архитектура центра Хельсинки мне однозначно нравится. Один только вокзал чего стоит — очень напоминает декорации второго фолаута: те же безумные статуи по углам здания, серый камень и металл с налётом и потёками.

Площадь у вокзала в Хельсинки

Слева это как раз то самое здание вокзала

Велопарковка у вокзала в Хельсинки

Велосипедисты тут в почете

Велодорожки в хельсинки

Пешеходные и велодорожки среди камней

Совершенно случайно по дороге на фестиваль мы завернули в парк развлечений Линнанмяки – только ради колеса обозрения и были удивлены огромным количеством людей в парке. После пустых улиц это особенно бросается в глаза. На каждый аттракцион скапливаются здоровенные очереди, в которые я бы ни за что не сунулся, но уж очень хотелось попасть на колесо.

Толпы в парке Линнанмяки в Хельсинки

Местами возникали пробки из людей

Водные ватрушки в Линнанмяки Хельсинки

На этой штуке я бы тоже покатался, но Ритуська не любит мокнуть, да и времени не было

Колесо обозрения в парке Линнанмяки

Колесо обзрения в парке невысокое, но за счет расположения на холме обзор неплохой

Вид с колеса обозрения в Линнанмяки

Вид с колеса

Регистрация на Flow Festival

Удивительно, но по всему нашему маршруту мы не встретили ни одного билборда или баннера с рекламой фестиваля. Только на светофоре перед спуском к Wristband Exchange был замечен плакат с упоминанием Flow. Это несколько не вязалось с рассказами о «самом крупном фестивале в северной Европе».

 Wristband Exchange Flow Festival

Пункт выдачи браслетов Wristband Exchange

Flow Festival вид с улицы

Вид на территорию фестиваля с улицы. За шариком находится не действующая электростанция

Еще больше нас удивила организация прохода. На немаленьком фестивале была организована только одна точка выдачи браслетов и только один вход. На том же пикнике Афиши было 5 входов с регистрацией расположенных с разных сторон площадки фестиваля.

Еще больше удивила атмосфера у входа. За сто метров до турникетов уже разило вылитым на землю кислым пивом и повсюду валялся мусор. Также тут сновало множество цыган или похожих на них субъектов, которые охотились за бутылками и банками, которые можно было сдать. Многие из этих сборщиков тут же и допивали остатки жидкостей из бутылок – не пропадать же добру.

Сборщики бутылок Flow Fest

Сборщики бутылок у входа на фестиваль

Запах пива легко объяснить – на территорию запрещено проносить любые жидкости. Разрешено пронести только пустую бутылку, которую потом можно заполнять водой из специальных кранов на территории. Поэтому все любители пива по максимуму нажираются перед входом, а всё что не влезло просто выливают на землю.

Турникеты на входе flow

Ритуська удивлена увиденым

Мусор на Flow Festival

Эта лужа тут не спроста. Думаю, особенно непритязательные бомжи могли бы из неё напиться.

После массы хвалебных обзоров мы ожидали увидеть европейский аналог пикника афиши для европейских хипстеров, но на входе я серьёзно начал опасаться, что это будет какое-то собрание финских говнарей вроде нашего нашествия. И опасения мои почти подтвердились.

стоптанный газон flow fest

Тут когда-то была трава и газон. Теперь тут стоит финнская полицейка

Фудкорт от лучших рестораторов Хельсинки

Самое главное разочарование это фудкорты. Их пиарили во всех обзорах используя самые изящные эпитеты. Все кухни мира, лучшие рестораторы и прочее бла-бла-бла.

Фудкорты были расположены в нескольких местах, но все выглядели примерно одинаково – шатры с невнятной едой за стандартные 10-15-20 евро. Все точки выдавали еду в одинаковых мисках. И ни у одной из точек рядом не было достаточного количества посадочных мест. Их вообще было штук 100 на всю территорию фестиваля. Поэтому народ ел стоя, сидя на полу и вообще как придётся.

фудкорт flow fest

Вот тут подают еду от лучших рестораторов Хельсинки

второй фудкорт flow

И тут тоже предлагается вкусить гастрономических изысков в спартанской обстановке

Место для приёма пищи flow

Культурно поесть получится у единиц

Какая разница из какого ресторана повар мне навалил требухи в миску, если я её вынужден есть как чернорабочий на стройке? Очень сомнительное удовольствие, которое опять же вернуло нас к прошлогодним воспоминаниям о пикнике афиши – там организация была на порядок лучше, а фудкорты гораздо удобнее и разнообразнее.

Есть мы тут не стали. Но это и не страшно, мы ж не за едой сюда пришли?

Развлечения на территории

Но и с развлечениями как-то не заладилось. На территории было около десятка любопытных мест пригодных для фоточки в инстаграмм. И у каждого из них всё время копилась здоровенная очередь из фотографов и фотографируемых.

Логотип flow festival

Вот такие фоточки должны быть у каждого уважающего себя инстаблогера

Место для фото на flow

И тут тоже всё ради фоточек. Больше делать нечего

Мы обследовали некий павильон под названием: The ouher sounds @ sun effects voimala. Там в темноте расположился небольшой экран со стульями перед ним, а по краям помещения были развешены простенькие светящиеся «картины». Что это и зачем – не объяснялось. Видимо, каждый сам должен был понять глубинный смысл этих произведений современного искусства.

Современное искусство flow fest

Произведения номер раз

экспонаты на flow fest

Произведения номер два

ценители искусства flow festival

А это рядом лежат главные ценители этих произведений =)

Очень странно, что никак не использовалось здание бывшей электростанции. Оно большое, стоит рядом. Но в него нельзя войти и в нём ничего не происходит. С тем же успехом фестиваль можно было провести на парковке у торгового центра.

Стена электростанции flow fest

Ну хоть светильники повесили на здание и лавочку поставили — уже что-то

Зато на Flow всё очень хорошо с туалетами. Их тут много, они чистые и очереди к ним рассасываются быстро. Да, к концу фестиваля бачки переполнились и по асфальту потекли натуральные реки мочи (без преувеличения), но всё равно справить свою нужду всё еще было вполне реально и внутри кабинки оставались чистыми. На наших фестивалях можно пропустить несколько выступлений стоя в очереди в туалет.

туалеты на flow festival

Туалеты добротные. Свою функцию выполняют хорошо.

Единственный минус туалетов – их используют для торговли наркотой. И даже не особенно скрываются. Первый случай заметила Ритуська, потом и я увидел. Сначала в туалет зашел афрофинн, сразу после выхода следующий в очереди парень сунул в руку афрофину свёрнутую банкноту и зашел в кабинку. Там его, очевидно, ждал товар. Позже я увидел, как один из покупателей уронил купленный косяк в лужу с мочей и поторопился быстренько его поднять. Ничем не брезгуют.

Курить, кстати, было запрещено. И я это всячески одобряю, потому что меня бесконечно раздражают бухие неадекваты размахивающие зажженной сигаретой. Но запах сигарет всё равно периодически появлялся. Хотя в открытую никто не курил.

Непонятная музыка

От этого фестиваля я ждал каких-нибудь интересных, но пока еще мало известных групп. Но с ними как-то не сложилось.

На круглой площадке Balloon 360° Stage под шаром с эмблемой фестиваля выступал непонятный финнский хор, похожий на местный кружок самодеятельности.

Balloon 360 flow festival

Площадка Balloon 360 внутри. Ничего интересного тут не происходило

На двух других площадках (Backyard и Red Garden) под однообразный бит вяло подёргивались скучающие любители чуждой мне капиталистической электронщины. Без покупок у туалетов тут было тухло и не интересно. Там же рядом была некая вип арена, но мы не випы и рассказать про неё ничего не можем.

Backyard flow

Вот тут громко долбила музыка, но мало кто под неё дрыгался

Red Garden flow

Ритуська пародирует картину Мунка на фоне любителей электронщины

Под шатром Lapin Kulta red arena финнскую попсу исполняла некая Anna Puu. Вики говорит что это участница реалити шоу, что не говорит в её пользу. Позже там должен был выступить неизвестный мне рэпер и спеть какая-то французская актриса. Этим нас не заманишь.

Lapin Kulta red arena Anna Puu

Количество слушателей Анны Пу меня несколько удивило.

Ну и наконец на Seat Black Tent мы снова услышали какой-то репчик от афроамериканки с псевдонимом Noname. Позже там стали играть какой-то тяжеляк местные фины. Так себе развлечение.

Seat Black Tent Flow Fest

Репчик тут явно в почёте

На главной сцене было пусто. Хотя буквально через пару минут там должны были выступить некие Grizzly Bear. Я перед поездкой слушал что они играют и не очень заинтересовался. Хипстота, но не цепляет. Поэтому мы решили временно покинуть территорию фестиваля чтобы перекусить перед концертом мартышек в спокойной атмосфере.

главная сцена Flow Festival

Пустая площадка перед главной сценой

Второй заход на фестиваль

После первой прогулки по фестивалю у нас были не самые приятные впечатления. Больше всего удивили посетители. Многие вели себя негативно и даже отталкивающе и причиной тому могло быть большое количество выпитого. Находиться в их обществе было неприятно.

Но перед концертом Arctic Monkeys публика стала меняться. Появилось больше позитивных людей, а неприятные личности куда-то расползлись.

непонятные рисунки на flow fest

Мимикрирую под окружение

Примерно за 50 минут до концерта мы решили занять место в загончике перед главной сценой. Он был очень похож на фан зону на обычных концертах, только со свободным доступом через два узких входа ну и сильно больше по размеру. На этих входах был устроен дополнительный контроль посетителей на предмет запрещённых предметов. Алюминиевые банки с пивом проносить сюда нельзя – заботливые охранники предлагали перелить содержимое в пластиковый стаканчик.

main stage flow fest

Наш обзор с уровня корточек за пол часа до начала концерта

У меня сложилось впечатление что финам концерт был не так интересен, как содержимое пластиковых стаканчиков. Даже когда совсем уже было не протолкнуться, кто-то умудрялся бродить по толпе у сцены с бухлишком в вытянутой руке. И во время выступления они не прекратили сновать между прыгающими зрителями. Правда стоит уточнить, что не все снуюны были финами, один стаканоносец точно был нашим соотечественником, потому что передал нам пламенный русский сорян и продолжил куда-то протискиваться с двумя стаканами в руках.

наше место на flow festival

Ритуська сидела до самого начала выступления, не смотря на снуюнов

Мы заранее заняли очень удачную позицию у ограждения будки звуковика (или кто там за оборудованием следит посреди фанзоны). Там нас не должны были беспокоить сзади, а благодаря небольшому возвышению металлического помоста перед забором еще и обзор улучшался. Немного подпортили дислокацию дурные англоговорящие девчушки, которые решили притиснуться вплотную к нам перед самым концертом. Но там всё обошлось без конфликтов.

Обзор у меня был отличнейший, потому что большая часть посетителей была либо моего роста, либо ниже. Да и подходить ближе было мало смысла, так как Тёрнер явно поехал кукухой.

Блуждающая промежность Алекса Тёрнера

Весь концерт солист мартышек пытался совокупиться то с гитарой, то со стойкой микрофона. Поступательно-вращательные движения в паховой области прекращались только между песнями. Даже сидя на стуле, он продолжал елозить. Это всё выглядело достаточно комично.

Тот парнишка, который играл наглый британский рок имеет мало общего с сегодняшним Тёрнером. Но это всё ерунда, лишь бы сыграл то, что от него ждут.

выступление Arctic Monkeys на Flow Festival

Свет и оформление на слабую троечку. Особенно непонятно — почему написано только Monkeys, куда дели первую часть названия?

Tranquility Base Hotel + Casino вперемешку со стареньким

Забавно, что перед выступлением звучали минуса двух песен 11 года, которые я тогда пропустил. А буквально вчера я их нашел в айтюнсе и теперь постоянно слушаю.

Выступление мартышки начали с нового альбома, но потом вернулись к старым проверенным хитам. Сыграли много клёвых песен, но еще столько же не сыграли. Я лично еще хотел бы услышать Old Yellow Bricks, When The Sun Goes Down ну и Brick By Brick. Хотя у них хороших песен на два концерта хватило бы.

Первые пять песен очень раздражало, что не слышно гитары. Потом всё вроде починилось, но стал косячить сам гитарист. Местами они сбивались с ритма и это прям било по ушам. Но во второй половине выступления раскочегарились и стали играть гораздо лучше.

В целом отыграли хорошо, даже не смотря на кривляния Тёрнера. А вот публика была какая-то вялая. Мало кто прыгал, мало подпевали. В основном стояли и смотрели. Совсем не горячие финские парни и девчушки. Их, наверное, только жесткая блэкуха пробивает: чтоб цепи, кожа и воззвания к сотоне с трясущимся хаером. А может и Тёрнер виноват – не умеет работать с публикой. Только чреслами туды сюды.

Но я остался доволен мартышками. После разочарования в фестивале, послушать живьём старые хиты Arctic Monkeys было просто изумительно. И даже бурные потоки мочи из писуаров на обратном пути не могли испортить впечатления.

Величайшая глупость тысячелетия

Вообще-то этот абзац мог называться «Ночной Хельсинки» или «Волшебная ночная прогулка по городу» но нет. Сейчас объясню почему.

мусор на улицах хельсинки

Окрестности фестиваля быстро загадились

Когда мы покупали билеты на Аллегро расписания выступлений еще не было. По предварительной информации, концерт мог закончиться около часа ночи. Первый поезд Аллегро выезжал в 7 утра и я решил что проще будет погулять 5 часов по городу и спокойно потом немного подремать в поезде.

На деле концерт закончился в полночь и нам предстояла незабываемая ночь слоняний по лучшим скамейкам Хельсинки, под бесконечные упрёки в том, что я решил не заморачиваться с хостелом.

Кто ж знал, что непоспавшая Ритуська это очень опасное существо, которое в гневе способно разнести всё вокруг.

Город засыпает, просыпаются гопники

Первые пару часов мы реально гуляли и глазели на всё вокруг. Даже успели вернуть какой-то незадачливой финке косметичку, упавшую с её велосипеда. И сделали мы это с помощью очень интеллигентного оклика: “Эээ, стой”, который не нуждается в переводе и является интернациональным.

По пути мы замечали редкие круглосуточные заведения, из которых доносилась однообразная музыка. Рядом с ними всегда была большая очередь из людей. И мне даже стало казаться, что финны специально везде выстраиваются в очереди, просто на всякий случай.

Позже мы решили зайти в макдак и провести оставшееся до поезда время там. И это был крах крахыч. Во-первых, там были уже полюбившиеся нам очереди и мало свободных мест. Но это еще ничего, хуже всего то, что там никто не убирал и все столы и пол были засраны остатками еды. Я не преувеличиваю. Новые посетители просто сгребали объедки в сторону и садись на свободное место. А картоха на полу вообще никого не напрягала.

Там мы посидели некоторое время, пока Ритуська не уснула и охранник не попросил нас покинуть заведение. Почувствуй себя бомжом =)

два бомжа в хельсинки

Бомжур!

На выходе из макдака меня пытались спровоцировать какие-то финские гопники. Специально задев плечом и что-то там выкривая. Но всё обошлось и конфликта не произошло.

На улице уже стало холодно. В парке появились непонятные личности. Один даже подходил к нам и что-то хотел, но не получив этого удалился в направлении кустов. Неподалёку от этих кустов появились два крыса. И ни про одного из них нельзя было сказать, что он кродеться. Вполне себе по-хозяйски бегали.

Зал ожидания на вокзале был закрыт до 10 утра и помочь нам ничем не мог. Агрессивным индусам, которые прыгали на вокзале друг на друга тоже мало кто мог помочь. Атмосфера была такая, что хотелось поскорее дождаться поезда и покинуть этот неблагополучный райончик, который днём снова будет выглядеть пристойным европейским городом.

Ритуська в дождевике

А еще пошел дождь и даже скамейки в парках стали непригодными

Чайки в Хельсинки

На рассвете в Хельсинки хозяйничают очень наглые чайки.

Не все Аллегро одинаково удобны

Из Питера в Хельсинки мы доехали замечательно. Всё было удобно и комфортно. Даже я придремал немного, хотя обычно этого не допускаю.

Обратный поезд хоть и выглядел также, но был оборудован другими сиденьями. Отличаются они углом наклона спинки, который не регулируется. В этом поезде угол был таков, что лечь на спинку было просто невозможно. Даже со снятыми подголовниками полежать у нас никак не получалось.

хороший вагон Аллегро

Это хороший вагон — тут удобные сиденья. От плохого он отличается тоном обивки кресел и наличием крепления для столика.

И это был последний удар для Ритуськи. Она готова была крушить и ломать всё, что подвернётся под руку. Подвернулось меню ресторана. Ситуацию еще усугубляли постоянно снующие по проходу негабаритные пассажиры, задевающие жопами всё, до чего могут дотянуться. Ну и бесконечные таможенные проверки и предложения обменять валюту также не давали расслабиться.

Главный итог всего мероприятия

Все проблемы фигня, главное дать Ритуське вовремя поспать. И тогда любой концерт будет зашибись.

А если серьёзно, то по сравнению с пикником Афиши Flow Festival оказался местечковым колхозом. И организация, и наполнение, и набор исполнителей – всё хуже чем в Москве. Если б не Arctic Monkeys делать там было бы нечего.

Теперь надо съезить на какой-нибудь более серьёзный фестиваль типа Glastonbury или Sziget.

logo