×

Этноэксп имени Зворыкина

Ещё в прошлом августе мы планировали прокатиться до зворыкинских мест, но внезапно улетели в Сочи. В этом году путешествие всё же состоялось. И я о нём даже уже частично написал, но это были короткие ежевечерние впечатления в соцсетях, которые быстро потеряются в потоке спама. В этой записи я постараюсь собрать единую картину. В конце каждого раздела будет вставлен пост из VK, фотографии из этих постов я не буду дублировать в тексте. Имейте в виду, если у вас установлен блокировщик рекламы, то он может заблокировать эти включения.

Внезапные каникулы

Ни что не предвещало отпуска, как вдруг царь-батюшка повелел всем отдохнуть на майские. Как законопослушные граждане, мы расчехлили старые наброски интересных маршрутов и отправились в путь. Благо у опытного штурмана Ритуськи всё уже было готово. Оставалось только собрать вещи в чемодан и можно было выезжать.

День первый: Питер – Тверь – Иваново

Дорогу до Твери описывать нет смысла. После открытия последнего участка до КАД на М11 добраться туда стало проще простого.

пункт отдыха на трассе м-11

Пункты отдыха пользуются спросом, но таких здоровенных очередей как на заправках здесь нет

туалет на трассе м11

Важная остановка

В этот раз там мы остановились только чтобы размяться и покушать. Ничего больше не планировали. Дальнейший наш маршрут полностью повторял предыдущую поездку до Калязина. Вот только за эти два года дорога успела сильно износиться и местами под заплатками даже не видно было оригинального асфальта.

обед в Твери

Вот так происходил процесс поиска и бронирования гостиниц

Эта часть пути от Твери до Иваново стала самой худшей на всём нашем маршруте. В первый день мы решили сразу проехать подольше, чтобы ночевать уже в новом городе, поэтому к Иваново подъезжали уже в темноте. Ситуацию дополнительно усугубляла моя непроходящая головная боль. Толи от постоянной тряски на заплатках, толи еще от чего-то.

Самым неприятным сюрпризом стали внезапно появляющиеся из темноты участки со снятым асфальтом и острыми краями неподалёку от Иваново. Ехать там было максимально дискомфортно и откровенно опасно.

После этого я решил, что в следующие дни мы должны обязательно доезжать до нового города в светлое время суток.

Иваново – город-бардак

В самом Иваново нас ждал неприятный сюрприз от гостиницы, которую мы забронировали пока обедали в Твери. Эти идиоты отказались нас заселять, несмотря на то, что ранее всё подтвердили по телефону. После небольшого скандала ситуация разрешилась и нас заселили в другую гостиницу, но не в один большой номер, а в два маленьких соседних. Учитывая, что время было позднее – нормальный вариант.

Паломники

Внезапно, майские праздники совпали с пасхой и все места в недорогих гостиницах раскупили многочисленные паломники. В той гостинице, в которую мы заселились, их тоже было много. И там были не только блаженные тётушки 40+, но и молодые вояки. Если с первыми всё понятно, то с армией вопрос открытый. Их там в принудительном порядке чтоли отправляют помолиться за всё хорошее? Не думаю, что это частная инициатива личного состава. Они бы тогда обошлись без построений по утрам.

День второй: Иваново – Суздаль – Муром

В Иваново мы честно пытались найти что-то интересное и даже нашагали ради этого почти 30000 шагов. Но город оказался безликим и запущенным. Тут не так уныло, как в Череповце, но всеобщая разруха обмазанная провинциальной рекламой производит гнетущее впечатление.

красивый дом в Иваново

Красивые дома в Иваново есть, но они в печальном состоянии

Ритуська на фоне троллейбуса в иваново

Вот тут вокруг несколько университетских зданий и любопытных домов. Но гулябельность невысокая

три разные урны у одного дома в иваново

Это самый центр города. Обратите внимание на урны. У каждого входа свой формат мусорки. И так тут во всём

колесо обозрения в иваново

Колесо обозрения в Иваново хорошее. Не хуже чем в олимпийском парке Сочи

макдак в иваново

Мы решили не рисковать и поесть в макдаке. В условиях всеобщего бардака там меньше всего шансов отравиться

Отличный Суздаль

Изначально следующей точкой на маршруте должен был стать Владимир. Но дорога к нему шла через Суздаль, про который я слышал много хороших отзывов. Почему бы и не заехать?

И вот не зря заехали. Суздаль — это отличный город для туристов, в котором есть много интересных локаций. По количеству и плотности впечатлений в час Суздаль держит первое место в рейтинге городов в этом путешествии.

Спасо-Евфимиев монастырь в суздале

Это выглядит как кремль, но это не кремль, а Спасо-Евфимиев монастырь

Машуня и суздальский пряник

Мы еще не в Туле, а пряник уже слопали

кафе Огурец в Суздале

Город небольшой, но для сервиса для туристов тут много

Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря в суздале

Вот эта колокольня — лучшая смотровая площадка в Суздале. Туда однозначно стоит сходить

внутри Преподобенской колокольни в суздале

Не люблю я такие опасные лестницы, но что поделаешь. Вид с высоты того стоит

территриия Суздальского кремля

Суздальский кремль можно смело обходить стороной. Они берут деньги за в ход на территорию, на которой ничего нет =)

Нам там так понравилось, что Владимир мы решили проехать без остановки и оставить на следующие поездки. Судя по отзывам, там не хуже, чем в классном Ярославле, было бы обидно потом жалеть, что выделили мало времени.

Как бы я не старался, в Муром мы приехали уже по темноте. И в этот раз ночевали не в гостинице, а в съемной трёхкомнатной квартире. Гостиницы все уже были распроданы, либо стоили каких-то неадекватных денег. А эта квартира оказалась довольно уютной с адекватной хозякой.

наша съёмная квартира в муроме

Все прелести провинциального евроремонта в наличии. Разве что диодной ленты не хватает. Но зато есть кухня, ванная и спальных мест за глаза (на фото не спальные места)

День третий: Муром – Рязань – Тула

С Муромом нам немного не повезло. В этом городе родились Зворыкин и Прокудин-Горский, фильмы о которых и вдохновили нас на путешествия в таком формате, но город явно не готов принимать туристов которым интересна эта часть его истории.

В местных музеях выставляют скучнейше картины, которыми когда-то владели купеческие семьи. А могли бы устроить выставку с демонстрацией изобретений Зворыкина или цветных фотографий Российской Империи Прокудина-Горского. Кому нужны эти вторичные картины, когда у города есть такая замечательная история?

дом зворыкиных на ремонте

Дом зворыкиных ремонтируется. Судя по бардаку, ремонт производится спустя рукав

Художественная галерея в муроме

Это художественная галерея, которая находится в соседнем доме, и тут ничего нет про Зворыкиных

В хорошую погоду по Мурому можно было бы погулять подольше. А под дождём мы смогли только покатать Машуню на советских аттракционах и посетить обязательное колесо обзрения. Я таки забыл упомянуть выше, но в этой поездке мы решили в каждом городе обязательно покататься на колесе обозрения. И у нас это получилось.

Интересно, что за пару месяцев до поездки Машуня полюбила мультики про богатырей, одним из героев которых является Илья Муромец. Мы ей рассказывали, что в этом городе родился такой богатырь, но никаких тематических развлечений для детей с подобными интересами замечено не было. Как по мне, это самая очевидная ниша для монетизации. Всяко лучше стыдных уже родин бабы яги и прочих дедов морозов.

вознесенский собор в муроме

Тут тоже было много паломников, как и в Иваново, и в любом другом городе в это время

Рязань неожиданная

Большим открытием для меня стало то, что Рязань в два раза больше Пскова. Мои представления о городах России очередной раз были порушены. Но это еще ничего, воткогда я увидел нашу гостиницу вживую, вот это было удивление.

Даже не смотря на хамоватого охранника на стойке и тонюсенькую струйку воды из крана эта гостиница стоила того, чтобы тут остановиться. Где еще вы сможете покакать сидя в туалете с панорамным видом на кремль?

туалет в гостинице кремлёвская в рязани

Шикарные условия для больших дел

вечерний вид из окна гостиницы кремлёвская в рязани

Такой вид из окна гостиницы у нас был вечером

А еще в Рязани мы поели лучших роллов за всё путешествие. Хотя изначально планировали есть только в маленьких забегаловках с местным колоритом. Но каждый раз думая о еде мы вспоминали про роллы и ноги сами вели нас в очередную сушильню. Надо бы взять себя в руки и в следующих поездках обойтись без вот этого самого.

суши-бар нихон в рязани

Заведение называние Нихон. И там было вкусно

улица почтовая в Рязани

Дождь не дал нам нормально погулять вечером, но в Питере в это время вообще был снег, поэтому жаловаться не приходится

новые дома у лыбедского бульвара

А это пример необычного рязанского новодела, который я бы не стал ругать за аляпистость. Всяко лучше чем обычный стеклобетон

рязанский летний клуб дворянского собрания

Летний клуб дворянского собрания. Похоже, что они, также как и мы, любили почаёвничать на верандочке

странный деревянный замок в рязани

Любопытный деревянный дом, немного напоминающий крепость

первый высотный дом рязани

Яндекс подсказывает что это первый высотный дом в Рязани, а мне он приглянулся своим странным треугольным балконом

Рязань оставила после себя хорошее впечатление. Можно было бы еще погулять если бы не дождь с ветром. Дальше мы выдвинулись в Тулу.

Тула клёвая

От Тулы я ожидал чего угодно, но не такого здоровенного пригорода. Частный сектор начинается в шести километрах от города и постепенно уплотняется по мере приближения к административной границе. Как будто въезжаешь в город-миллионник.

В самом городе улицы устроены очень любопытным радиальным образом. Смотрится красиво, но в центре всего два моста через реку, отсюда и постоянные пробки. Зато все эти улицы ведут в местный Кремль, который однозначно заслуживает посещения. Лучшее общественное пространство на нашем маршруте.

казанская набережная в туле

Вот такую набережную бы в каждом городе намутить. Отличное место. Респект и уважуха тем кто это сделал

слева тульский кремль справа Императорский Тульский оружейный завод

Вот такое соседство: слева клёвое общественное пространство, а справа здоровенный оружейный завод

улица пирогова и Всехсвятский кафедральный собор в туле

Вот такие улицы в Туле тоже есть, прямо у кремля

Ритуська работает в гостинице Тулы

К сожалению, Ритуську работа не до конца отпустила и вечером ей приходилось еще и работать

сетевой фильтр и зарядные устройства

Опытные путешественники всегда возят с собой сетевой фильтр и зарядники на несколько портов. Потому что не во всех гостиницах розеток хватает на все гаджеты

День четвёртый: Тула – Ясная Поляна – Калуга

Для меня Тула в первую очередь была знаменита пряниками и самоварами. И я ожидал увидеть тут маленький уютный русский городок с кривыми улочками и старыми домами там и сям. Но реальность оказалась совсем не такой.

Тула – город-завод с полностью перестроенный в конце 18 века. Тут в самом центре прямо напротив кремля стоит здоровенное действующее производство. И почти вся набережная местной реки примыкает к каким-нибудь промзонам. И вокруг города тоже полно исполинских заводских сооружений.

Визуально Тула гораздо ближе к новодельному Питеру, чем другим исконно русским городам. Поэтому пряники и самовары тут может и есть, но смотрятся они скорее как дань традициям, а не как что-то естественное.

Кстати, музей пряников был совсем недалеко от нашей гостиницы. Но он оказался каким-то крохотным недоразумением в небольшом домике с ужасной организацией. Крайне не рекомендую тратить на него время. Но уехать отсюда без пряников было бы кощунством, это же идеальный сувенир.

центральный парк в Туле с колеса обозрения

А это вид сверху на местный ЦПКиО с колеса обозрения. Можно наглядно убедиться, что город растянулся очень далеко

Что-то я застрял на Туле. Я думаю, вы уже поняли, что город интересный и приехать однозначно стоит.

Ясная поляна

Этого пункта тоже не было в нашей изначальной программе. Но раз уж мы оказались рядом, почему бы и не заехать? Тем более что с Суздалем в прошлый раз вышло удачно.

В этот раз обошлось без восторгов. Место тихое, спокойное и красивое, но ехать издалека исключительно ради него можно только если вы очень увлекаетесь историей Толстого.

девчушки в ясной поляне

Главная аллея у большого пруда Ясной поляны

Обычная Калуга

К приезду в Калугу мы уже перенасытились впечатлениями и по-хорошему стоило бы сделать какую-нибудь разгрузку. Сжав булки, мы таки отправились исследовать город, который оказался довольно обычным.

улица Набережная со смотровой площадки в Калуге

Вот эта дорога внизу называется улица Набережная. А фотографируемся мы на смотровой площадке центрального парка. Очень странное использование такого ценного ресурса у воды

вид со смотровой площадки в Калуге

Вид на улицу Можайскую на другой стороне. Тут бы пригодился бинокль

интересное здание в калуге

Город любопытный и тут есть что поразглядывать, но мы уже к этому моменту не способны были впитывать новую информацию

номер в гостинице старгород в Калуге

Так выглядел наш номер в гостинице Старгород. Простенький, но толковый. Тут и куча розеток, и кухня своя есть. Только нижнего света не хватает

День пятый: Калуга – Смоленск

В этот день Ритуська достала из рукава свой заранее подготовленный козырь – музей космонавтики, организованный еще при участии Гагарина (первый в России), в котором буквально за неделю до нашего приезда открылась для посещения новая здоровенная экспозиция в свежепостроенном корпусе. И он даже лучше экспозиции на ВДНХ.

новый корпус музея космонавтики в калуге

Новый корпус очень большой. К концу экспозиции уже даже устаёшь от всех этих космических девайсов. Но сходить обязательно стоит

Скучный Смоленск

Вот от Смоленска я ждал всякого, но не того, что он окажется таким скучным. Вроде и местоположение клёвое, и исторические здания есть, и рельеф местности позволяет устроить тут всякие интересности. Но, фактически, кроме очередного собора на холме и сиротливых остатков кремля тут ничего любопытного нет.

А уж на набережную Днепра после Тулы и смотреть стыдно. Нужно очень не любить свой город, чтобы иметь такую хреновую набережную у такой важной реки. Интересно, куда тратятся деньги на благоустройство?

ремонт колеса обозрения в смоленске

С первого раза нам покататься не удалось, потому что вот этот дядя начал чинить крепление кабинки. И это хорошо, значит следит кто-то за техникой

вид на крепостную стену смоленска

Стена снизу просто стоит и никак не используется. Внутри распложен очень древний парк атракционов примерно как в Муроме. Интересность стремится к нулю

смотровая площадка у памятника павшим войнам в смоленске

Смотровую площадку тут можно делать на каждом углу, но мы нашли только одну и она совмещена с памятником павшим войнам. Не самое удачное соседство

улица козлова и вознесенский собор смоленска

Такой рельеф не в каждом городе есть. И это клёво. Плохо только что он не используется. Кстати, вот та дохлая крыса из поста в VK была найдена здесь =)

набережная днепра в смоленске

Так выглядит самая центральная набережная в Смоленске, рядом с главной туристической достопримечательностью

И, чтобы компенсировать недостаток впечатлений, мы решили остановится в гостинице под названием БаринЪ, которая представляет собой канонический образец провинциального кича. Очень забавное место.

номер в гостинице баринъ в смоленске

Бахато. Только шкуры медведЯ не хватает на полу =)

Шестой день: Смоленск – Невель – Псков

Съев самые невкусные ролы за всю поездку, мы выдвинулись в хорошо нам знакомый Псков только ради того, чтобы переночевать и отдать родителям тульские пряники. Можно было бы туда и не заезжать, но сидеть в машине десять часов довольно тяжело. Лучше разбивать дорогу на небольшие отрезки.

Sushi Pizza в Невеле

Не смотря на Ритуськины сложные щи, было очень вкусно. Заведению Sushi Pizza в Невеле отдельный плюс в карму

Вдоволь наругавшись на качество безальтернативно платной дороги Невель-Усвяты, в Невеле мы были вознаграждены самым сытным и самым недорогим обедом за всю поездку. Так плотно и так вкусно я давно не ел.

День седьмой: Псков-Питер

Псков с нового года не очень изменился, но и мы не особенно его разглядывали. Переночевав в странном хостеле с очень приставучей хозяйкой, мы выдвинулись домой.

трек нашего этноэкспа

Такой трек нарисовался в приложении сигнализации нашей машины. Взяли Москву в кольцо =)

Итоговый пробег за семь дней составил почти 3000 километров. И мы увидели столько всего, что я даже как-то устал разгребать фотографии.

На следующие поездки, наверное, придётся уже выделять минимум недели две. Когда там уже заграницу откроют? Было бы здорово туда прокатиться в таком формате.