Одним студёным зимним вечером я искал в сети новую музыку. И тут в каком-то паблике всплыло сообщение что Arctic Monkeys закончили записывать новый альбом и поехали в тур. В основном тур проходил по английским городам с небольшими вкраплением других стран. В Россию мартышки не собирались.
В списке присутствовал некий Flow Festival в Хельсинки, о котором мне на тот момент совсем ничего не было известно. Быстрый гуглёж показал что фестиваль может быть интересным. Да и Хельсинки совсем недалеко. Но входные билеты на день стоили по 100 евро с человека и ближе к лету могли еще подорожать. Надо было всё обдумать.
Who the Fuck are Arctic Monkeys?
Тут стоит объяснить, что Arctic Monkeys это одна из самых моих любимых групп. И я очень давно хотел услышать их вживую, но никак не мог попасть на концерт. Многие группы уже пропали из моего плейлиста, но мартышки там всегда были хорошо представлены.
Не так давно Arctic Monkeys ушли в творческий отпуск, а солист Алекс Тёрнер снова вернулся к своему отдельному проекту The Last Shadow Puppets (TLSP). Но потом они снова объединились и даже записали новый альбом, который получился совсем не похожим на все предыдущие пластинки. Это скорее продолжение идей TLSP, но под вывеской Arctic Monkeys.
С такими вводными вполне могло оказаться что это воссоединение мартышек лишь временное явление перед окончательным закрытием или переформатированием проекта. А значит – надо было ехать в Хельсинки, чтобы успеть еще послушать любимые песни в оригинальном исполнении.
Тем более что у меня эти песни четко ассоциируются с первыми годами жизни в Питере. Ностальджи и все дела =)
Далеко ли до Хельсинки?
Зимой у нас еще была гранта и мы даже не собирались её продавать. Но перспектива ехать после концерта домой на машине не радовала. Хотелось бы отдохнуть, а не стоять в пробке у границы.
Было еще три варианта: автобус, поезд и самолёт. Самолёт можно сразу отбросить, потому что это дорого и долго. Сам полёт занимает мало времени, но возня в аэропорту перед отлётом и после прилёта может растянуться.
С автобусами у меня сложные отношения. Чаще всего в них мне попадались тесные и душные места, на которых еще и укачивало. Уж лучше в пробке за рулём постоять, чем на автобусе ехать.
Идеальный вариант это поезд. Там и туалет с буфетом есть, и походить можно. Некоторые даже могут поспать (но не только лишь все, об этом читайте ниже)
Аллегро до Хельсинки едет три с половиной часа и стоит всего на тысячу рублей дороже автобуса. Еще и на границе стоять не нужно. Таможенники и пограничники всё оформляют прямо на ходу. Как говорится — выбор очевиден.
До фестиваля
Аллегро прибывал в Хельсинки в три часа дня, а всё более-менее интересное на фестивале начиналось часов с восьми. Этого времени нам хватило чтобы побродить по городу и перекусить перед фестивалем. Какого-то особенного маршрута мы не намечали – просто решили обойти весь центр и заходить туда, где нам будет интересно.
В процессе брожений по городу я решил, что архитектура центра Хельсинки мне однозначно нравится. Один только вокзал чего стоит — очень напоминает декорации второго фолаута: те же безумные статуи по углам здания, серый камень и металл с налётом и потёками.
Совершенно случайно по дороге на фестиваль мы завернули в парк развлечений Линнанмяки – только ради колеса обозрения и были удивлены огромным количеством людей в парке. После пустых улиц это особенно бросается в глаза. На каждый аттракцион скапливаются здоровенные очереди, в которые я бы ни за что не сунулся, но уж очень хотелось попасть на колесо.
Регистрация на Flow Festival
Удивительно, но по всему нашему маршруту мы не встретили ни одного билборда или баннера с рекламой фестиваля. Только на светофоре перед спуском к Wristband Exchange был замечен плакат с упоминанием Flow. Это несколько не вязалось с рассказами о «самом крупном фестивале в северной Европе».
Еще больше нас удивила организация прохода. На немаленьком фестивале была организована только одна точка выдачи браслетов и только один вход. На том же пикнике Афиши было 5 входов с регистрацией расположенных с разных сторон площадки фестиваля.
Еще больше удивила атмосфера у входа. За сто метров до турникетов уже разило вылитым на землю кислым пивом и повсюду валялся мусор. Также тут сновало множество цыган или похожих на них субъектов, которые охотились за бутылками и банками, которые можно было сдать. Многие из этих сборщиков тут же и допивали остатки жидкостей из бутылок – не пропадать же добру.
Запах пива легко объяснить – на территорию запрещено проносить любые жидкости. Разрешено пронести только пустую бутылку, которую потом можно заполнять водой из специальных кранов на территории. Поэтому все любители пива по максимуму нажираются перед входом, а всё что не влезло просто выливают на землю.
После массы хвалебных обзоров мы ожидали увидеть европейский аналог пикника афиши для европейских хипстеров, но на входе я серьёзно начал опасаться, что это будет какое-то собрание финских говнарей вроде нашего нашествия. И опасения мои почти подтвердились.
Фудкорт от лучших рестораторов Хельсинки
Самое главное разочарование это фудкорты. Их пиарили во всех обзорах используя самые изящные эпитеты. Все кухни мира, лучшие рестораторы и прочее бла-бла-бла.
Фудкорты были расположены в нескольких местах, но все выглядели примерно одинаково – шатры с невнятной едой за стандартные 10-15-20 евро. Все точки выдавали еду в одинаковых мисках. И ни у одной из точек рядом не было достаточного количества посадочных мест. Их вообще было штук 100 на всю территорию фестиваля. Поэтому народ ел стоя, сидя на полу и вообще как придётся.
Какая разница из какого ресторана повар мне навалил требухи в миску, если я её вынужден есть как чернорабочий на стройке? Очень сомнительное удовольствие, которое опять же вернуло нас к прошлогодним воспоминаниям о пикнике афиши – там организация была на порядок лучше, а фудкорты гораздо удобнее и разнообразнее.
Есть мы тут не стали. Но это и не страшно, мы ж не за едой сюда пришли?
Развлечения на территории
Но и с развлечениями как-то не заладилось. На территории было около десятка любопытных мест пригодных для фоточки в инстаграмм. И у каждого из них всё время копилась здоровенная очередь из фотографов и фотографируемых.
Мы обследовали некий павильон под названием: The ouher sounds @ sun effects voimala. Там в темноте расположился небольшой экран со стульями перед ним, а по краям помещения были развешены простенькие светящиеся «картины». Что это и зачем – не объяснялось. Видимо, каждый сам должен был понять глубинный смысл этих произведений современного искусства.
Очень странно, что никак не использовалось здание бывшей электростанции. Оно большое, стоит рядом. Но в него нельзя войти и в нём ничего не происходит. С тем же успехом фестиваль можно было провести на парковке у торгового центра.
Зато на Flow всё очень хорошо с туалетами. Их тут много, они чистые и очереди к ним рассасываются быстро. Да, к концу фестиваля бачки переполнились и по асфальту потекли натуральные реки мочи (без преувеличения), но всё равно справить свою нужду всё еще было вполне реально и внутри кабинки оставались чистыми. На наших фестивалях можно пропустить несколько выступлений стоя в очереди в туалет.
Единственный минус туалетов – их используют для торговли наркотой. И даже не особенно скрываются. Первый случай заметила Ритуська, потом и я увидел. Сначала в туалет зашел афрофинн, сразу после выхода следующий в очереди парень сунул в руку афрофину свёрнутую банкноту и зашел в кабинку. Там его, очевидно, ждал товар. Позже я увидел, как один из покупателей уронил купленный косяк в лужу с мочей и поторопился быстренько его поднять. Ничем не брезгуют.
Курить, кстати, было запрещено. И я это всячески одобряю, потому что меня бесконечно раздражают бухие неадекваты размахивающие зажженной сигаретой. Но запах сигарет всё равно периодически появлялся. Хотя в открытую никто не курил.
Непонятная музыка
От этого фестиваля я ждал каких-нибудь интересных, но пока еще мало известных групп. Но с ними как-то не сложилось.
На круглой площадке Balloon 360° Stage под шаром с эмблемой фестиваля выступал непонятный финнский хор, похожий на местный кружок самодеятельности.
На двух других площадках (Backyard и Red Garden) под однообразный бит вяло подёргивались скучающие любители чуждой мне капиталистической электронщины. Без покупок у туалетов тут было тухло и не интересно. Там же рядом была некая вип арена, но мы не випы и рассказать про неё ничего не можем.
Под шатром Lapin Kulta red arena финнскую попсу исполняла некая Anna Puu. Вики говорит что это участница реалити шоу, что не говорит в её пользу. Позже там должен был выступить неизвестный мне рэпер и спеть какая-то французская актриса. Этим нас не заманишь.
Ну и наконец на Seat Black Tent мы снова услышали какой-то репчик от афроамериканки с псевдонимом Noname. Позже там стали играть какой-то тяжеляк местные фины. Так себе развлечение.
На главной сцене было пусто. Хотя буквально через пару минут там должны были выступить некие Grizzly Bear. Я перед поездкой слушал что они играют и не очень заинтересовался. Хипстота, но не цепляет. Поэтому мы решили временно покинуть территорию фестиваля чтобы перекусить перед концертом мартышек в спокойной атмосфере.
Второй заход на фестиваль
После первой прогулки по фестивалю у нас были не самые приятные впечатления. Больше всего удивили посетители. Многие вели себя негативно и даже отталкивающе и причиной тому могло быть большое количество выпитого. Находиться в их обществе было неприятно.
Но перед концертом Arctic Monkeys публика стала меняться. Появилось больше позитивных людей, а неприятные личности куда-то расползлись.
Примерно за 50 минут до концерта мы решили занять место в загончике перед главной сценой. Он был очень похож на фан зону на обычных концертах, только со свободным доступом через два узких входа ну и сильно больше по размеру. На этих входах был устроен дополнительный контроль посетителей на предмет запрещённых предметов. Алюминиевые банки с пивом проносить сюда нельзя – заботливые охранники предлагали перелить содержимое в пластиковый стаканчик.
У меня сложилось впечатление что финам концерт был не так интересен, как содержимое пластиковых стаканчиков. Даже когда совсем уже было не протолкнуться, кто-то умудрялся бродить по толпе у сцены с бухлишком в вытянутой руке. И во время выступления они не прекратили сновать между прыгающими зрителями. Правда стоит уточнить, что не все снуюны были финами, один стаканоносец точно был нашим соотечественником, потому что передал нам пламенный русский сорян и продолжил куда-то протискиваться с двумя стаканами в руках.
Мы заранее заняли очень удачную позицию у ограждения будки звуковика (или кто там за оборудованием следит посреди фанзоны). Там нас не должны были беспокоить сзади, а благодаря небольшому возвышению металлического помоста перед забором еще и обзор улучшался. Немного подпортили дислокацию дурные англоговорящие девчушки, которые решили притиснуться вплотную к нам перед самым концертом. Но там всё обошлось без конфликтов.
Обзор у меня был отличнейший, потому что большая часть посетителей была либо моего роста, либо ниже. Да и подходить ближе было мало смысла, так как Тёрнер явно поехал кукухой.
Блуждающая промежность Алекса Тёрнера
Весь концерт солист мартышек пытался совокупиться то с гитарой, то со стойкой микрофона. Поступательно-вращательные движения в паховой области прекращались только между песнями. Даже сидя на стуле, он продолжал елозить. Это всё выглядело достаточно комично.
Тот парнишка, который играл наглый британский рок имеет мало общего с сегодняшним Тёрнером. Но это всё ерунда, лишь бы сыграл то, что от него ждут.
Tranquility Base Hotel + Casino вперемешку со стареньким
Забавно, что перед выступлением звучали минуса двух песен 11 года, которые я тогда пропустил. А буквально вчера я их нашел в айтюнсе и теперь постоянно слушаю.
Выступление мартышки начали с нового альбома, но потом вернулись к старым проверенным хитам. Сыграли много клёвых песен, но еще столько же не сыграли. Я лично еще хотел бы услышать Old Yellow Bricks, When The Sun Goes Down ну и Brick By Brick. Хотя у них хороших песен на два концерта хватило бы.
Первые пять песен очень раздражало, что не слышно гитары. Потом всё вроде починилось, но стал косячить сам гитарист. Местами они сбивались с ритма и это прям било по ушам. Но во второй половине выступления раскочегарились и стали играть гораздо лучше.
В целом отыграли хорошо, даже не смотря на кривляния Тёрнера. А вот публика была какая-то вялая. Мало кто прыгал, мало подпевали. В основном стояли и смотрели. Совсем не горячие финские парни и девчушки. Их, наверное, только жесткая блэкуха пробивает: чтоб цепи, кожа и воззвания к сотоне с трясущимся хаером. А может и Тёрнер виноват – не умеет работать с публикой. Только чреслами туды сюды.
Но я остался доволен мартышками. После разочарования в фестивале, послушать живьём старые хиты Arctic Monkeys было просто изумительно. И даже бурные потоки мочи из писуаров на обратном пути не могли испортить впечатления.
Величайшая глупость тысячелетия
Вообще-то этот абзац мог называться «Ночной Хельсинки» или «Волшебная ночная прогулка по городу» но нет. Сейчас объясню почему.
Когда мы покупали билеты на Аллегро расписания выступлений еще не было. По предварительной информации, концерт мог закончиться около часа ночи. Первый поезд Аллегро выезжал в 7 утра и я решил что проще будет погулять 5 часов по городу и спокойно потом немного подремать в поезде.
На деле концерт закончился в полночь и нам предстояла незабываемая ночь слоняний по лучшим скамейкам Хельсинки, под бесконечные упрёки в том, что я решил не заморачиваться с хостелом.
Кто ж знал, что непоспавшая Ритуська это очень опасное существо, которое в гневе способно разнести всё вокруг.
Город засыпает, просыпаются гопники
Первые пару часов мы реально гуляли и глазели на всё вокруг. Даже успели вернуть какой-то незадачливой финке косметичку, упавшую с её велосипеда. И сделали мы это с помощью очень интеллигентного оклика: “Эээ, стой”, который не нуждается в переводе и является интернациональным.
По пути мы замечали редкие круглосуточные заведения, из которых доносилась однообразная музыка. Рядом с ними всегда была большая очередь из людей. И мне даже стало казаться, что финны специально везде выстраиваются в очереди, просто на всякий случай.
Позже мы решили зайти в макдак и провести оставшееся до поезда время там. И это был крах крахыч. Во-первых, там были уже полюбившиеся нам очереди и мало свободных мест. Но это еще ничего, хуже всего то, что там никто не убирал и все столы и пол были засраны остатками еды. Я не преувеличиваю. Новые посетители просто сгребали объедки в сторону и садись на свободное место. А картоха на полу вообще никого не напрягала.
Там мы посидели некоторое время, пока Ритуська не уснула и охранник не попросил нас покинуть заведение. Почувствуй себя бомжом =)
На выходе из макдака меня пытались спровоцировать какие-то финские гопники. Специально задев плечом и что-то там выкривая. Но всё обошлось и конфликта не произошло.
На улице уже стало холодно. В парке появились непонятные личности. Один даже подходил к нам и что-то хотел, но не получив этого удалился в направлении кустов. Неподалёку от этих кустов появились два крыса. И ни про одного из них нельзя было сказать, что он кродеться. Вполне себе по-хозяйски бегали.
Зал ожидания на вокзале был закрыт до 10 утра и помочь нам ничем не мог. Агрессивным индусам, которые прыгали на вокзале друг на друга тоже мало кто мог помочь. Атмосфера была такая, что хотелось поскорее дождаться поезда и покинуть этот неблагополучный райончик, который днём снова будет выглядеть пристойным европейским городом.
Не все Аллегро одинаково удобны
Из Питера в Хельсинки мы доехали замечательно. Всё было удобно и комфортно. Даже я придремал немного, хотя обычно этого не допускаю.
Обратный поезд хоть и выглядел также, но был оборудован другими сиденьями. Отличаются они углом наклона спинки, который не регулируется. В этом поезде угол был таков, что лечь на спинку было просто невозможно. Даже со снятыми подголовниками полежать у нас никак не получалось.
И это был последний удар для Ритуськи. Она готова была крушить и ломать всё, что подвернётся под руку. Подвернулось меню ресторана. Ситуацию еще усугубляли постоянно снующие по проходу негабаритные пассажиры, задевающие жопами всё, до чего могут дотянуться. Ну и бесконечные таможенные проверки и предложения обменять валюту также не давали расслабиться.
Главный итог всего мероприятия
Все проблемы фигня, главное дать Ритуське вовремя поспать. И тогда любой концерт будет зашибись.
А если серьёзно, то по сравнению с пикником Афиши Flow Festival оказался местечковым колхозом. И организация, и наполнение, и набор исполнителей – всё хуже чем в Москве. Если б не Arctic Monkeys делать там было бы нечего.
Теперь надо съезить на какой-нибудь более серьёзный фестиваль типа Glastonbury или Sziget.
Ага :)
Ответить