Ещё в прошлом августе мы планировали прокатиться до зворыкинских мест, но внезапно улетели в Сочи. В этом году путешествие всё же состоялось. И я о нём даже уже частично написал, но это были короткие ежевечерние впечатления в соцсетях, которые быстро потеряются в потоке спама. В этой записи я постараюсь собрать единую картину. В конце каждого раздела будет вставлен пост из VK, фотографии из этих постов я не буду дублировать в тексте. Имейте в виду, если у вас установлен блокировщик рекламы, то он может заблокировать эти включения.
Внезапные каникулы
Ни что не предвещало отпуска, как вдруг царь-батюшка повелел всем отдохнуть на майские. Как законопослушные граждане, мы расчехлили старые наброски интересных маршрутов и отправились в путь. Благо у опытного штурмана Ритуськи всё уже было готово. Оставалось только собрать вещи в чемодан и можно было выезжать.
День первый: Питер – Тверь – Иваново
Дорогу до Твери описывать нет смысла. После открытия последнего участка до КАД на М11 добраться туда стало проще простого.
В этот раз там мы остановились только чтобы размяться и покушать. Ничего больше не планировали. Дальнейший наш маршрут полностью повторял предыдущую поездку до Калязина. Вот только за эти два года дорога успела сильно износиться и местами под заплатками даже не видно было оригинального асфальта.
Эта часть пути от Твери до Иваново стала самой худшей на всём нашем маршруте. В первый день мы решили сразу проехать подольше, чтобы ночевать уже в новом городе, поэтому к Иваново подъезжали уже в темноте. Ситуацию дополнительно усугубляла моя непроходящая головная боль. Толи от постоянной тряски на заплатках, толи еще от чего-то.
Самым неприятным сюрпризом стали внезапно появляющиеся из темноты участки со снятым асфальтом и острыми краями неподалёку от Иваново. Ехать там было максимально дискомфортно и откровенно опасно.
После этого я решил, что в следующие дни мы должны обязательно доезжать до нового города в светлое время суток.
Иваново – город-бардак
В самом Иваново нас ждал неприятный сюрприз от гостиницы, которую мы забронировали пока обедали в Твери. Эти идиоты отказались нас заселять, несмотря на то, что ранее всё подтвердили по телефону. После небольшого скандала ситуация разрешилась и нас заселили в другую гостиницу, но не в один большой номер, а в два маленьких соседних. Учитывая, что время было позднее – нормальный вариант.
Паломники
Внезапно, майские праздники совпали с пасхой и все места в недорогих гостиницах раскупили многочисленные паломники. В той гостинице, в которую мы заселились, их тоже было много. И там были не только блаженные тётушки 40+, но и молодые вояки. Если с первыми всё понятно, то с армией вопрос открытый. Их там в принудительном порядке чтоли отправляют помолиться за всё хорошее? Не думаю, что это частная инициатива личного состава. Они бы тогда обошлись без построений по утрам.
День второй: Иваново – Суздаль – Муром
В Иваново мы честно пытались найти что-то интересное и даже нашагали ради этого почти 30000 шагов. Но город оказался безликим и запущенным. Тут не так уныло, как в Череповце, но всеобщая разруха обмазанная провинциальной рекламой производит гнетущее впечатление.
Отличный Суздаль
Изначально следующей точкой на маршруте должен был стать Владимир. Но дорога к нему шла через Суздаль, про который я слышал много хороших отзывов. Почему бы и не заехать?
И вот не зря заехали. Суздаль — это отличный город для туристов, в котором есть много интересных локаций. По количеству и плотности впечатлений в час Суздаль держит первое место в рейтинге городов в этом путешествии.
Нам там так понравилось, что Владимир мы решили проехать без остановки и оставить на следующие поездки. Судя по отзывам, там не хуже, чем в классном Ярославле, было бы обидно потом жалеть, что выделили мало времени.
Как бы я не старался, в Муром мы приехали уже по темноте. И в этот раз ночевали не в гостинице, а в съемной трёхкомнатной квартире. Гостиницы все уже были распроданы, либо стоили каких-то неадекватных денег. А эта квартира оказалась довольно уютной с адекватной хозякой.
День третий: Муром – Рязань – Тула
С Муромом нам немного не повезло. В этом городе родились Зворыкин и Прокудин-Горский, фильмы о которых и вдохновили нас на путешествия в таком формате, но город явно не готов принимать туристов которым интересна эта часть его истории.
В местных музеях выставляют скучнейше картины, которыми когда-то владели купеческие семьи. А могли бы устроить выставку с демонстрацией изобретений Зворыкина или цветных фотографий Российской Империи Прокудина-Горского. Кому нужны эти вторичные картины, когда у города есть такая замечательная история?
В хорошую погоду по Мурому можно было бы погулять подольше. А под дождём мы смогли только покатать Машуню на советских аттракционах и посетить обязательное колесо обзрения. Я таки забыл упомянуть выше, но в этой поездке мы решили в каждом городе обязательно покататься на колесе обозрения. И у нас это получилось.
Интересно, что за пару месяцев до поездки Машуня полюбила мультики про богатырей, одним из героев которых является Илья Муромец. Мы ей рассказывали, что в этом городе родился такой богатырь, но никаких тематических развлечений для детей с подобными интересами замечено не было. Как по мне, это самая очевидная ниша для монетизации. Всяко лучше стыдных уже родин бабы яги и прочих дедов морозов.
Рязань неожиданная
Большим открытием для меня стало то, что Рязань в два раза больше Пскова. Мои представления о городах России очередной раз были порушены. Но это еще ничего, воткогда я увидел нашу гостиницу вживую, вот это было удивление.
Даже не смотря на хамоватого охранника на стойке и тонюсенькую струйку воды из крана эта гостиница стоила того, чтобы тут остановиться. Где еще вы сможете покакать сидя в туалете с панорамным видом на кремль?
А еще в Рязани мы поели лучших роллов за всё путешествие. Хотя изначально планировали есть только в маленьких забегаловках с местным колоритом. Но каждый раз думая о еде мы вспоминали про роллы и ноги сами вели нас в очередную сушильню. Надо бы взять себя в руки и в следующих поездках обойтись без вот этого самого.
Рязань оставила после себя хорошее впечатление. Можно было бы еще погулять если бы не дождь с ветром. Дальше мы выдвинулись в Тулу.
Тула клёвая
От Тулы я ожидал чего угодно, но не такого здоровенного пригорода. Частный сектор начинается в шести километрах от города и постепенно уплотняется по мере приближения к административной границе. Как будто въезжаешь в город-миллионник.
В самом городе улицы устроены очень любопытным радиальным образом. Смотрится красиво, но в центре всего два моста через реку, отсюда и постоянные пробки. Зато все эти улицы ведут в местный Кремль, который однозначно заслуживает посещения. Лучшее общественное пространство на нашем маршруте.
День четвёртый: Тула – Ясная Поляна – Калуга
Для меня Тула в первую очередь была знаменита пряниками и самоварами. И я ожидал увидеть тут маленький уютный русский городок с кривыми улочками и старыми домами там и сям. Но реальность оказалась совсем не такой.
Тула – город-завод с полностью перестроенный в конце 18 века. Тут в самом центре прямо напротив кремля стоит здоровенное действующее производство. И почти вся набережная местной реки примыкает к каким-нибудь промзонам. И вокруг города тоже полно исполинских заводских сооружений.
Визуально Тула гораздо ближе к новодельному Питеру, чем другим исконно русским городам. Поэтому пряники и самовары тут может и есть, но смотрятся они скорее как дань традициям, а не как что-то естественное.
Кстати, музей пряников был совсем недалеко от нашей гостиницы. Но он оказался каким-то крохотным недоразумением в небольшом домике с ужасной организацией. Крайне не рекомендую тратить на него время. Но уехать отсюда без пряников было бы кощунством, это же идеальный сувенир.
Что-то я застрял на Туле. Я думаю, вы уже поняли, что город интересный и приехать однозначно стоит.
Ясная поляна
Этого пункта тоже не было в нашей изначальной программе. Но раз уж мы оказались рядом, почему бы и не заехать? Тем более что с Суздалем в прошлый раз вышло удачно.
В этот раз обошлось без восторгов. Место тихое, спокойное и красивое, но ехать издалека исключительно ради него можно только если вы очень увлекаетесь историей Толстого.
Обычная Калуга
К приезду в Калугу мы уже перенасытились впечатлениями и по-хорошему стоило бы сделать какую-нибудь разгрузку. Сжав булки, мы таки отправились исследовать город, который оказался довольно обычным.
День пятый: Калуга – Смоленск
В этот день Ритуська достала из рукава свой заранее подготовленный козырь – музей космонавтики, организованный еще при участии Гагарина (первый в России), в котором буквально за неделю до нашего приезда открылась для посещения новая здоровенная экспозиция в свежепостроенном корпусе. И он даже лучше экспозиции на ВДНХ.
Скучный Смоленск
Вот от Смоленска я ждал всякого, но не того, что он окажется таким скучным. Вроде и местоположение клёвое, и исторические здания есть, и рельеф местности позволяет устроить тут всякие интересности. Но, фактически, кроме очередного собора на холме и сиротливых остатков кремля тут ничего любопытного нет.
А уж на набережную Днепра после Тулы и смотреть стыдно. Нужно очень не любить свой город, чтобы иметь такую хреновую набережную у такой важной реки. Интересно, куда тратятся деньги на благоустройство?
И, чтобы компенсировать недостаток впечатлений, мы решили остановится в гостинице под названием БаринЪ, которая представляет собой канонический образец провинциального кича. Очень забавное место.
Шестой день: Смоленск – Невель – Псков
Съев самые невкусные ролы за всю поездку, мы выдвинулись в хорошо нам знакомый Псков только ради того, чтобы переночевать и отдать родителям тульские пряники. Можно было бы туда и не заезжать, но сидеть в машине десять часов довольно тяжело. Лучше разбивать дорогу на небольшие отрезки.
Вдоволь наругавшись на качество безальтернативно платной дороги Невель-Усвяты, в Невеле мы были вознаграждены самым сытным и самым недорогим обедом за всю поездку. Так плотно и так вкусно я давно не ел.
День седьмой: Псков-Питер
Псков с нового года не очень изменился, но и мы не особенно его разглядывали. Переночевав в странном хостеле с очень приставучей хозяйкой, мы выдвинулись домой.
Итоговый пробег за семь дней составил почти 3000 километров. И мы увидели столько всего, что я даже как-то устал разгребать фотографии.
На следующие поездки, наверное, придётся уже выделять минимум недели две. Когда там уже заграницу откроют? Было бы здорово туда прокатиться в таком формате.
Блин, на них я как-то не подумал.
Ответить