×

Лаппеенранта – моя первая вылазка за пределы РФ

В сытые годы наши соотечественники всех уровней достатка табунами кочевали между различными странами забугорья. В этом им очень помогали шенгенские визы ближайших стран соседей: финнов, эстонцев и всех остальных. Самих этих соседей никто за заграницу давно не считал, поэтому и была популярна услуга «обкатки визы»: въехал, проштамповался, выехал. В качестве туристических целей эти страны не рассматривались.

Сейчас нефтедоллары кончились, рубль обесценился, заграница снова стала дорогой и далёкой. Но съездить-то туда хочется. Особенно мне, ведь я там ни разу не был (Крым не считается). Наши семейные финансы к идее заграничных поездок совсем не готовы. Любые туры на семью из трёх человек уменьшат бюджет минимум на 100 000 рублей. Такие деньги лучше вложить в погашение ипотеки. В этой ситуации единственной доступной целью оказывается то самое ближнее зарубежье, которое еще недавно за заграницу не считалось. Поэтому в прошлом году мы получили заграничные паспорта на всех, а ближе к новому году получили визу в Финляндию на полгода.

Вариантов транспорта до Финляндии несколько. Паром до Хельсинки обойдётся в 65 евро (около 5000 рублей), но там Ритуську будет укачивать. Поезд Аллегро туда же стоит 23500 рублей (это общая сумма туда+обратно) . Это быстрее чем паром, и там у Ритуськи не будет клаустрофобии, но дороговато. Ну и самый космический вариант — самолёт до Хельсинки и обратно за 70000 рублей. Тут без комментариев.

Мы выбрали наиболее бюджетное решение: сделать гринкарту на наш баклажан (2700 рублей на 15 дней), и добраться в Суоми на нём, потратив деньги только на бензин. Первым финским городом, в котором мы решили побывать, стала Лаппеенранта (всё никак не могу запомнить какие буквы в этом названии нужно удваивать).

Дорога до границы

Трасса а181 «Скандинавия» в народе прозвана дорогой смерти (тут и тут)Всё потому что она двухполосная, неосвещённая и очень извилистая. К тому же по выходным тут очень большой поток туристов и любителей «бухлишка из дьютика». Я еще до поездки знал про репутацию этой трассы и регулярно видел в твиттере сообщения о жутких смертельных авариях, но не совсем понимал, что же там такое происходит. Киевское шоссе тоже не освещено, да и трафик там посерьёзнее будет, но такой репутации у псковской трассы нет, как и такого количества смертельных аварий.

«Туда» мы ехали днём в четверг, по полупустой трассе. По краям дороги виднелись красивости Карельского перешейка: сосны, озёра и огромные валуны с замёрзшими ручейками на них. Ни о какой «дороге смерти» речи не шло.

Самый красивый участок дороги это последние 22 км перед МАПП Брусничное. Дорога там петляет вдоль Сайменского канала и состоит из сплошной череды поворотов, спусков и подъёмов вдоль деревьев и камней. Нам еще повезло с погодой – типичная мерзкая питерская серость куда-то подевалась и сменилась весёлыми белыми облачками вперемешку с солнцем. Очень хотелось всё сфотографировать, но я был за рулём и конечный пункт был еще далеко.

Граница

На границе случилась небольшая заминка, которую Ритуська теперь всем пересказывает примерно так: «Как Морозов разгромил пост пограничников».

На самом деле всё было вот как:

Пограничник-финн проверял наши документы. Мы в этот момент все сидели в машине, я сидел с открытым окном. Финн передал мне в окно сканер отпечатка пальца и я успешно просканировался. Затем финн предложил просканироваться Ритуське. Я думал что у них там всё рассчитано и начал передавать сканер на заднее сиденье, где сидела Ритуська. Ничего у финнов рассчитано не было, так как в момент передачи провод выдернулся из USB гнезда и сканер выключился. Финн начал смешно ругаться на своём языке себе под нос, потом посмотрел на нас и сказал: «Фсё, капут». Что там было капут мы так и не поняли, но сканироваться Ритуське больше не пришлось, видимо он там всё руками занёс.

Магазины

Я очень не люблю бродить по магазинам — они меня утомляют. Для меня идеальный магазин – кибермаркет с доставкой. Никаких очередей, толкотни, шума и прочих «прелестей» социума. Вот и в этой поездке я тоже не хотел тратить время на магазины, особенно с нынешним курсом евро. Но сразу после пересечения границы мы таки заехали в магазин Лапландия. Не за покупками, а чтобы покормить Машуню и самим перекусить (вкусных блинов с юзюмом и чаем из термоса)

Маша обедает

Маша обедает

Навигация

Яндекс-навигатор в Финляндии не ориентируется. Даже карты не скачать. Поэтому сразу после границы мне нужно было сменить навигационное приложение на телефоне. Для этих целей я давно уже скачал приложение Galileo, которое позволяет скачивать векторные карты базирующиеся на OpenStreetMap. Такие карты занимают мало места и очень шустро работают. Ну и раз они уже все загружены, то заряд на подгрузку карт не тратится, только на геолокацию. К тому же, это приложение хорошо позиционируется при выключенном интернете и позволяет записывать трек (который выложен в конце этой записи) Если бы оно еще и умело прокладывать маршруты, то я бы не пропустил несколько поворотов.

Именно пропустив нужный поворот мы случайно заехали на какую-то пилораму, где встретили финна-лихача, который валил боком в поворотах по обледенелой дороге на старом бмв. Тут бы пригодилось видео с регистратора, но к моменту нашего возвращения оно уже перезаписалось.

После блужданий по переулкам мы долго искали, где бы припарковаться. Тут нужно учесть тот факт, что с правилами парковки и штрафами за её нарушение я предварительно ознакомился и потом очень жалел, что мы не приобрели специальные парковочные часы. В большинстве мест был знак парковки только с часами, без них штаф. По этой причине место для парковки я подбирал тщательно. Настолько тщательно, что чуть ли не весь город объехал. В итоге припарковались мы около аэропорта, недалеко от призмы. Отсюда и стартовала наша пешая прогулка.

Дороги

В маленьких городах России ровный асфальтированный тротуар вдоль дороги – роскошь. А уж пешеходная дорога так вообще признак зажиточности. В Лаппеенранте тротуаров полно и даже пешеходные улицы есть.

Полупешеходная улица

Полупешеходная улица

Автомобильные дороги также очень толковые. Куча понятных указателей, хорошее ограничение скорости, которое все соблюдают. Никто не дёргается из ряда в ряд и не пытается успеть на краснеющий желтый. Мне никто не сигналил даже когда я два раза подряд забуксовал при старте на ледяной горке (привет роботизированной коробке).

Куча дорожных знаков, а посередине девчушки

Куча дорожных знаков, а посередине девчушки

Общественный транспорт

Общественный транспорт

Единственное неудобство, это вот те самые ледяные горки и снежные надолбы на дороге. Финны дорогу до асфальта не чистят. Это наши могут пустить камаз с ковшом соскребать асфальт, высекая искры (был такой встречен в следующей поездке). Тут корка льда в 5-10 см никого не смущает. Именно эти корки и доставляют дискомфорт своим шумом и плохим сцеплением. Ну и маленькие лёгкие машины вроде нашей гранты, в ледяной колее могут и поболтаться, но на скорости ниже 50 км/ч улететь куда-то сложно.

Ледяная горка

Ледяная горка

Финны

Людей на улицах в Лаппеенранте было немного. Возможно, причиной тому был рабочий день. Но Ритуська говорит, что в выходной людей было ещё меньше (она тут уже была). Другой причиной такой безлюдности может быть тот факт, что 72 000 жителей города размазались вдоль озера тоненьким слоем длинной почти в 20 км. Пятимилионный Питер утрамбовался в 37 км. Собственно, во всей Финляндии людей живёт меньше чем в одном Санкт-Петербурге. От того и такая разница в качестве жизни и доступности инфраструктуры.

Дома и остекление

В Лаппеенраанте люди не живут в бетонных муравейниках, как у нас в Девяткино. Я вообще не заметил ни одной многоэтажки. Все дома в городе не выше пяти этажей.

Красивое здание

Красивое здание

Сами дома тоже сильно отличаются от наших. Во-первых, они тут чистые. Скорее всего, потому, что здесь очень жесткое ограничение скорости в городе, нет большого трафика и дороги посыпают гранитной крошкой, а не реагентами с песком. Эти факторы позволяют избавиться от зловонной взвеси, которая образуется у любой оживлённой улицы в России. Машин мало, они едут медленно, и из-под колёс у них вылетают камешки, а не всякая срань. От того у финнов дома чистые, а у нас 100500 оттенков грязного.

Дорога посыпана гранитной крошкой

Дорога посыпана гранитной крошкой

Второе отличие – остекление балконов и лоджий. Оно одинаково во всём доме. Я не встретил ни одного дома, где какой-нибудь жилец решил бы выпендриться и испортить фасад стеклопакетами другого цвета или кондиционером со спутниковой тарелкой.

Все балконы одинаковые

Все балконы одинаковые

Да и само остекление очень интересное, я такого у нас не видел. Стёкла на балконах без рам, и похоже, что они могут двигаться по горизонтали.

DSC_7913
Занимательное остекление балконов

Занимательное остекление балконов

Получается, что балконы у финнов не утеплены. Но при этом там можно заметить кресла, столики и прочее. Либо они их используют только в тёплое время года, либо они там все горячие финские парни =)

Балкон поближе

Балкон поближе

Ещё тут любят большие широкие стёкла в окнах. Видимо, открывающиеся створки в окнах не в моде.

Третье отличие, гаражи и подвалы. Тут у многих домов из тротуаров торчат вот такие штуки.

Труба вентиляции

Труба вентиляции

Я так понимаю, что это вентиляция чего-то подземного, либо подвал, либо гараж, ну или еще какая-нибудь обитаемая подземная часть. У нас такого нет.

Еще тут в строительном заборе делают дырки для любопытствующих.

Дырки в строительном заборе

Дырки в строительном заборе

Велосипеды

Велосипеды в финляндии кругом! На дворе было морозное 4 февраля, а финны все катались и не парились. При этом большинство ехало на велосипеде явно не в качестве прогулки, а по делам.

Велосипедист и машины

Велосипедист и машины

У каждого магазина можно было встретить припаркованный велосипед. И велопарковки финнам не нужны — они оставляют велосипеды на улице просто так, без всяких замков и прочих ухищрений.

DSC_7896 DSC_7893
Велосипеды у магазинов

Велосипеды у магазинов

Ведь никому же в голову не придёт украсть велосипед.

Зимняя резина

Зимняя резина

Эххх, вот нам бы так. Я хочу как-нибудь летом приехать в Финляндию и покататься по городу и окрестностям на велосипеде. Думаю, будет интересно.

На велосипеде за покупками

На велосипеде за покупками

Жопой тут скидки зовутся

Жопой тут скидки зовутся

У старичков тут, кстати, тоже есть свой транспорт – четырёхколёсные тележки. Я думаю, это удобнее, чем наши двухколёсные.

Бабуля с тележкой

Бабуля с тележкой

Гавань

Гуляя, мы дошли до крепости, которая нас не впечатлила, а потом спустились в гавань, которая показалась более любопытной. Тут на зиму законсервировано столько всяких разных лодок, что складывается впечатление, будто бы у каждого третьего местного жителя есть свой катер или вообще небольшая яхта.

DSC_7941
Гавань в Лаппенранте

Гавань в Лаппенранте

А я, знаете ли, с детства люблю всякие лодки. Даже как-то раз убегал в соседний лагерь к другу, чтобы на лодке сплавать через озеро. А тут еще и Ритуська мне все уши прожужжала как они всё детство катались на дедушкином катере. Купить чтоли какую нибудь фигню, и поплавать по Охте под окном? =)

Машуня и лодки

Машуня и лодки

В общем, завидую я местным жителям. Живут в аккуратных домах посреди красивых мест, катер свой есть, на велике можно круглый год ездить, инфраструктуры всякой куча и прочее-прочее. Эххх, только вот скучно и холодно.

Дорога домой

Обратно мы выехали выехали уже в сумерках. И снова свернули не туда куда нужно. Вернее не смогли повернуть — я планировал повернуть направо, но там оказалось, что дороги пересекаются через мост. И повернуть я никак не мог. Пришлось немного поплутать.

На границе очередей и проблем не было. Они были дальше.

Во-первых, начался сильный снегопад. Во-вторых, та самая «дорога смерти» так называется потому, что количество поворотов на километр тут крайне большое. Такое ощущение, что трассу чертил пьяный конюх на хромой кобыле, ну или проектировщики обходили какие-то сложные географические объекты.

Видимость замечательная

Видимость замечательная

Так вот, в темноте эти повороты возникают в последний момент. Особенно если снег занёс разметку. Ориентиром служит только колея. Но её еще нужно успеть разглядеть. Тут еще нужно не забывать, что многие у нас дальний свет не трудятся выключать. Особенно в таких сложных условиях. Глаза от таких товарищей очень быстро устают. Да и вообще постоянное напряжение утомляло. Обгоны я старался минимизировать. Лучше доехать на полчаса позже, но целым.

Когда я после этих поездок ехал во Псков по родной трассе, то понял почему при большем трафике, тут меньше жестких аварий. Всё дело в количестве поворотов. На Псковской трасе их меньше и сами они более плавные. Правда, и знаков запрещающих обгон на Псковской трассе значительно больше.

Итог

В результате получился вот такой трек по территории Финляндии – от магазина Лапландия, до границы мы проехали и прошли 60 км за 4 часа.

Этой поездкой я остался доволен. Через три дня мы поехали в Котку. Об этом будет отдельная запись.

logo