×

Поездка в Латвию: Рига и Сигулда на майские праздники

Майские праздники это не только всероссийский шашлыкинг и агрофитнес, но и день рождения Ритуськи. А это значит, что просто так отлежаться дома не получится. Поэтому мы решили продолжить изучение ближайшего зарубежья и рвануть в Ригу.

Маршрут был выбран классический: с ночевкой у родителей во Пскове. Но длительность пребывания «за бугром» было решено увеличить до двух ночевок, а то в Таллине нам не хватило времени на детальное знакомство с городом.

Санкт-Петербург – Псков через Гдов

30 апреля вечером выезжать куда-то смысла не было. По всем направлениям из города наблюдались глухие пробки. Поэтому старт поездки мы наметили на первомай.

Псковская трасса всё еще ремонтировалась и это генерировало дополнительные заторы. Особенно эти проблемы были ощутимы в районе Гатчины, где автомобилисты теряли больше часа в тридцатикилометровой пробке.

В сложившихся условиях более длинная и потенциально разбитая гдовская трасса оказалась наиболее оптимальным вариантом. Как впоследствии выяснилось, разбитые дороги будут сопровождать нас на всём протяжении этой поездки.

вид из машины на озеро

Псковское озеро видно с трассы

Гдовка оправдала наши ожидания. Не меньше 80 км дороги состоят из сплошных ям и заплаток. Местами приходилось ехать по встречке, лишь бы подвеска осталась жива. Но в целом ничего нового. Вот если бы тут асфальт сняли и просто утрамбовали песок, это бы нас удивило. Впрочем, будет в этом путешествии и такое.

Вечерняя Черёха

Из-за долгого времени в дороге проведать фазенду родителей не вышло. Также немного доставили хлопот Ритуськины лечебные процедуры. Сделать их в праздничном Пскове было почти нереальной задачей. Майские в провинции чтут так же свято, как и январские. Работать никого не заставишь.

Только вечером нам удалось разобраться с делами и вырваться на прогулку. Гулять решено было по окрестностям санатория Черёха. Давненько я там не был.

селфи у реки многи

Селфи на фотик у реки Многи

я и илья на качелях

Попец влез в качели! Можно продолжать есть пироженки.

Утро следующего дня у нас также началось с Ритуськиных процедур, поэтому ни о какой пересменке на границе мы даже не думали и ни под какие тайминги не подстраивались. Как получилось – так и выехали.

В Эстонию через Шумилкино

В Ригу мы поехали по рижской трассе (А-212), что не удивительно. И этот псковский участок дороги оказался самым спокойным и ровным. Настроение немного подпортило только внезапное похолодание с холодным дождём. Но прогноз погоды давно уже морально подготовил нас к такому сценарию. Девчушки даже упаковались в зимние куртки по такому случаю.

Обе границы мы прошли без приключений примерно за полтора часа (с учетом массового набега на туалет). Тут всё как обычно – выехать из России несложно, сложно въехать.

Внезапный ремонт дороги в Эстонии

С первых же метров эстонская дорога номер 8 преподнесла нам сюрприз: капитальный ремонт дорожного полотна практически на всём эстонском участке. Только пара километров перед Латвией не были затронуты масштабным ремонтом.

Ехать быстрее 40 км/ч здесь было боязно, потому что местами попадались серьёзные ямы в песке и кое-где торчали неприятного размера камни.

Латвия начинается внезапно

Никакой границы между Эстонией и Латвией нет. Понять, что въезжаешь в другую страну, можно только по табличке рядом с дорогой и небольшому придорожному магазинчику. Есть и еще одна примета. Пара километров ровной эстонской дороги не затронутых ремонтом заканчивается ровно на границе с Латвией.

Дальше начинается какая-то срань, которую привычнее видеть где-нибудь на просёлочной дороге между деревнями Зажопинка и Мохнатые Пятачки. Но и там временами могут встречаться ровные участки. Тут же вся дорога до Риги состояла из сплошных ям, заплаток и неровностей. Если показать кому-нибудь видео с регистратора и спросить где это, то никто не догадается, что на видео представлен европейский маршрут E77. Стыд и срам какой-то. Ехать там было неприятно не только из-за необходимости объезжать ямы, но и из-за шума колёс проезжающих по выпуклым заплаткам. Помимо этого, дискомфорт усиливался благодаря постоянному волнообразному движению машины на неровностях: то вверх подскочишь, то вниз провалишься.

Удивительно, но даже в таких условиях местные смело превышают скорость и летят вперёд не жалея свои повозки. Вот что значит разница в зарплатах =)

Рижские пробки

Рига нас встретила дождём и глухой пробкой в центре города. Рижане в этой пробке вели себя не лучшим образом: запирали перекрёстки и выезжали на полосу для общественного транспорта. Словно и не уезжал никуда.

Причиной пробки был узкий виадук мощёный брусчаткой, перед которым три полосы сливаются в одну. Классическое бутылочное горлышко.

Примерно через час толкотни мы добрались таки до отеля и смогли завалиться на кровать.

Spare hotel

Гостиницу мы, как обычно, бронировали почти перед самой поездкой. Как всегда для этого есть куча причин, но описывать их все тут нет смысла. Важно понимать, что на майские в Риге есть не так много вариантов для семейного размещения.

Но в этот раз нам повезло и удалось найти нормальный номер на троих. С парковкой, вайфаем и нормальной сантехникой. Но без завтраков. Я не буду тут подробно его описывать, про это есть отдельная запись.

Spare hotel ночью

Вот так отель выглядел вечером. Днём я его почему-то не сфотографировал.

Маша на кровати в отеле

Машуня тестирует кровати в номере

Передохнув и немного перекусив, мы решили выдвинуться в центр города с целью побродить и нормально покушать.

Мокрая и холодная Рига

Перед отъездом яндекс.навигатор с помощью вайфая в номере помог нам сориентироваться с бесплатными парковками. Одним из предложенных вариантов мы и воспользовались. В прочем про парковки я написал отдельную запись. Там есть интересные моменты.

В дороге нас снова застал дождь, больше похожий на град. Температура за бортом опустилась до +3 градусов. Приложение погоды сообщало, что с учетом ветра это будет ощущаться как ноль градусов. Зимние куртки в этих условиях – лучшая форма одежды. Особенно возле реки с сильным ветром.

Но буквально через 15 минут после начала нашей пешей экскурсии дождь прекратился, и выглянуло солнце. Можно сказать, что хоть в какой-то степени с погодой нам повезло. Могли ведь всю прогулку просидеть в машине и смотреть на непрекращающийся дождь из-за стекла.

Девчушки в риге после дождя

Утеплённые девчушки сразу после дождя

Тёплый подвал в Il Patio

Вы наверное уже забыли, но первый день нашей поездки совпал с днём рождения Ритуськи. Замерзание на улицах холодной и влажной Риги было мало похоже на чад кутежа по поводу юбилея. Чтобы как-то повысить настроение, мы решели зайти в какое-нибудь знакомое нам по Питеру сетевое заведение и не заморачиваться с долгими поисками местных вариантов. Выбор наш пал на Иль Патио.

Это было первое место в Латвии, где нам удалось услышать иностранную речь, причем сразу в больших количествах. Все соседние столики занимали иностранцы, разговаривающие на разных языках. В одном углу даже были замечены шумные итальянцы, непонятно что забывшие холодной Риге в это время года.

До этого момента нам даже не приходилось задумываться над тем, поймут ли нас собеседники или нет. Тут вообще все понимают русский язык. И это немного скучно.

Еда в кафе была вкусной, а атмосфера комфортной. Ругать его не за что. Впрочем, как и усиленно нахваливать.

Девчушки в кафе

Мням

После кафе на улице совсем распогодилось и мы решили выдвинуться в старый город. Он тут не такой большой и многоуровневый, как в Таллине. Но тоже довольно интересный. По мере исследования мы отметили несколько целей на завтрашний день и решили выдвигаться обратно в отель.

В центре Риги

В конце этого переулка находится самое зафотографиированное место в Риге. Я не буду его выкладывать =)

Кафе с фонариками в Риге

Местами тут очень уютненько

мрачная улица в центре Риги

Буквально за углом может повстречаться вот такой серый и мрачный переулок

Хороший папка

Хорошая вывеска =)

Рита фотографирует красивые двери

Ритуська и её любимый модерн

Неработающие лодочки

И эти лодочки тоже уже не работали. Хотя было еще совсем не поздно.

Башня в центре риги

Это вот музей чего-то там военного. И на тот момент он уже был закрыт. Никакой клиентоориентированности.

Фотографирование в условиях помех

Местами чтобы сфоткать что-то надо было раскорячиться

Рига на закате

В закатном солнце после дождя старая Рига смотрится шикарно

Надписи на стенах Риги

Но шикарные виды часто портят графити и надписи на стенах. Тут с ними прям беда

Маша трёт нос памятнику бременским музыкантам

Потёрли клюв петуху

Кафе в сумерках в Риге

В сумерках, как обычно, всё еще лучше смотрится

Вечерний центр города Риги

И вот таких фотографий еще много, но надо остановиться

Разрушенное здание в старой Риге

Уже когда шли к машине обнаружили в старом городе вот такие здания. Буквально за углом от главных достопримечательностей. Так что тут не всё так идеально, как может казаться из туристических проспектов.

Ужин и завтрак из Rimi

Но для начала нужно было успеть в магазин за едой на ужин и завтрак. С этим тут не так просто, как у нас. Большинство магазинов закрывается в шесть вечера. Некоторые работают до восьми. Большие супермаркеты чаще всего открыты до десяти часов. А на наших часах было уже почти десять вечера. Но нам повезло, и мы нашли недалеко от отеля большой Rimi, который работал до одиннадцати.

В цену нашего номера питание не входило. И возможности где-то хранить продукты у нас также не было. Но на улице был дубак, поэтому часть продуктов можно было спокойно оставить в машине, или в ванной на окне. Так что на этот счет мы не сильно переживали.

Очень большим подспорьем оказался такой нехитрый девайс как кипятильник. Благодаря ему мы всегда имели при себе горячую воду, и могли даже позавтракать разводными кашками. Благо правила проживания в номере не запрещали пользоваться такими электроприборами.

Но в будущем надо бы купить что-то более технологичное, например — небольшой туристический электрочайник. А то кипятильник это неандертальские технологии. Или арендовать апартаменты, а не гостиницу.

Зябкая ночевка

По большой глупости после заезда в номер мы забыли включить батареи, а за окном не май месяц (но это не точно). В итоге ночь мы провели закутываясь в одеяла по самые уши. На утро оплошность была обнаружена и исправлена.

После завтрака и гигиенических процедур мы снова готовы были выдвинуться на встречу безудержному латвийскому веселью. И начать было решено с речного трамвайчика.

грузовик выезжает из дома

По дороге от парковки к лодкам было замечено забавное протискивание грузовика сквозь узкий проезд в доме

Кораблики в рижском городском канале и Даугаве

В предыдущий день мы не успели попасть на кораблики, так как они работают до шести часов вечера. По этой причине на следующий день водные прогулки были у нас на первом месте. Тем более что их очень настойчиво требовала Машуня.

Но завышенные ожидания не оправдались и прогулка получилась так себе. Я не буду тут подробно всё описывать, а то и так длинно выходит. Лучше почитайте это в отдельной записи.

вид на ригу из лодки

Я, Машуня и лягух смотрим на Ригу с воды

Улица Альберта, Югендштиль, Артнуво (или Ар нуво)

Ригу в качестве цели для поездки выбрала наша вчерашняя именинница. Во многом потому, что этот город называют музеем под открытым небом из-за обилия зданий в столь любимом Ритуськой архитектурном стиле «модерн». А главной улицей рижского модерна считается улица Альберта.

Она хоть и небольшая, но здания тут любопытные. И именно здесь находится Рижский музей модерна, не посетить который мы не могли. Про него есть отдельная запись.

Лестница музея югендштиля в Риге

Девчушки на лестнице в музее

Обед в Токио сити

После музея нужно было покушать и мы снова не стали рисковать, выбрав знакомое сетевое заведение с предсказуемой кухней – Токио сити.

Поначалу я не очень хотел туда идти, так как последний мой опыт заказов в этом «ресторане» был не самым удачным. Но Ритуська убедила меня, что они там с девчонками несколько раз нормально посидели и всё было съедобно. К тому же Машуня очень любит суши, а их не в каждом кафе делают. Почему бы и не совместить интересы.

Рижский токиосити нас не подвёл. Там было тепло, комфортно и съедобно. Разве что пицца неожиданно оказалась слишком острой. Главное, что Машуня одобрила суши и осталась ими довольна.

токио сити в риге

Машуня уже лопает, а мы еще ждём свои порции и пользуемся местным вайфаем

По пути не забываем глазеть на красивые здания. Но мне кажется что их в этой записи и так уже многовато =)

Шпиль церкви Святого Петра

Следующим пунктом нашей программы было запланировано посещение какой-нибудь смотровой площадки. Их в Риге несколько в разных частях города. Мы выбрали шпиль церкви Святого Петра. Он сам по себе красивый и расположен в историческом центре.

Как и всё в Риге, площадка на шпиле работала до шести часов вечера и нам важно было успеть попасть туда до закрытия, потому что ехать в другое место очень не хотелось.

Мы добрались до церкви к пяти часам, но задачу нам осложняла заминка с продажей билетов. Кассир куда-то убежала и отсутствовала не меньше двадцати минут. За это время у единственного окошка касс скопилась немаленькая очередь. А очереди я терпеть не могу. Но всё обошлось. Билеты были куплены и лифт с колхозного вида хамоватой вахтёршей доставил нас наверх.

Собор святого Петра изнутри

Это вид на огорожденную часть собора с лестницы к лифту на башню

Наверху было красиво, солнечно и очень ветренно. Без термобелья я знатно продрог, но тут уж сам виноват. Надо было как девчушки – одеваться теплее.

Рижская телебашня сверху

Справа видна телебашня

вид на собор Святого Петра в Риге с башни

Интересно, собор реально кривой, или это всё геометрические искажения объектива?

Вид на старый город Риги

Самый центр города

Маша смотрит сквозь ограждение смотровой площадки

Машуне тоже интересно, но смотреть неудобно

Рижская библиотека и река Даугва

Кажется, что за рекой город заканчивается. Но это не так.

смотровая площадка на башне святого петра в риге

Вот так устроена сама смотровая площадка. Маша слева стучится в шахту лифта.

После смотровой площадки мы решили разжиться какими-нибудь сувенирами. Но час брожения между магазинчиками с одинаковыми магнитиками и янтарными поделками прошел безрезультатно. А нам уже пора было приступать к следующему пункту программы.

Рижский патибайк

По пути встретили алкобайки. Такие мы уже видели в Таллине и других местах. Очень клёвая штука =)

Рижская булочная

А еще там были очень красиво оформленные магазины с плюшками.

бегуны в центре Риги

Налопаются забористых Рижских плюшек, а потом бегают в дубак в шортах

Ююююююрмаааалаааа

Этот музыкальный заголовок знаком любому жителю России, который в нулевых хоть раз включал телевизор. Я не фанат центрального телевидения и уж тем более не любитель песенных конкурсов. Но съездить в популярный советский курорт было бы любопытно.

Юрмала оказалась очень близко — буквально в пятнадцати минутах езды от Риги. И про эту часть поездки я написал отдельно. Потому что там есть о чем рассказать.

дорога к пляжу в юрмале

Девчушки идут к юрмальскому пляжу

Вторая ночевка – тёпленькая

Из Юрмалы мы вернулись уже в тёплый номер, прогретый включенными с утра батареями. Ночью даже жарковато было.

После утренних кипятильно-чайных церемоний и помывочных ритуалов решено было не рассусоливаться, и сразу выезжать из номера к следующему пункту нашей программы.

Замок в Сигулде (вернее в Турайде)

Сигулду мы думали посетить еще по дороге в Ригу, но после границы решили оставить её обратный путь. И правильно сделали, потому что это место оказалось как раз таким, как мы любим – холмы, речки, лес, пещеры и столь ожидаемый Машуней замок, в котором обязательно должен был быть тортик (а не принцесса, как можно было предположить)

турайдский замок из леса

Вот тот в этот Турайдский замок мы и сходили за тортиком

Как вы уже догадались, про Сигулду я тоже написал отдельную запись. А сейчас мы плавно перенесёмся к четырём часам дня и заправке Neste, где я в первый раз в жизни заправился топливом в Европе и не прогадал. Почему – узнаете ниже.

цены на бензин в Латвии

Заправлялся не тут, просто сфотографировал цены в городе, для истории.

Латвийская погода хуже латвийских дорог

Буквально через 10 минут после отъезда из Сигулды погода снова сильно испортилась. Солнце скрылось и значительно потемнело. Начался ливень, периодически превращающийся в град. Термометр машины показывал ноль градусов и летняя резина на машине не предвещала ничего хорошего.

Латыши за эти пару дней не успели отремонтировать дороги, поэтому местами в колеях образовывались знатные лужи. Перед некоторыми мне даже приходилось оттормаживаться, чтобы не поймать аквапланирование в повороте.

Но не все были столь аккуратны, как я. Некоторые летели вперёд по ямам и лужам на все деньги. Возможно, именно поэтому я заметил столь знакомые российским автолюбителям придорожные памятники с кладбищенскими венками. До этого мне казалось, что такое только у нас встречается.

8 часов на границе

У границы погода снова стала нормальной и даже выглянуло солнце. Примерно за 300 метров до зоны ожидания мы встали в глухую пробку. Прямо посреди вялотекущего ремонта эстонской дороги, о котором я рассказывал ранее. Девчушки ушли покушать в кафе, пока оно еще работало. А я вынужден был торчать в машине. На часах было начало шестого.

пробка перед российской границей в шумилкино

Вот за этой калиной я проторчал два часа.

Маша кушает в кафе в зоне ожидания у границы

Еда в зоне ожидания вполне сносная.

Пробка двигалась крайне медленно, чему очень способствовали второрядники нагло влезающие в основной поток у самого поворота к шлагбауму. Некоторые ожидающие не выдерживали и разворачивались в обратную сторону. Видимо, чтобы попробовать проскочить через другой пункт пропуска. Лишь через два мучительных часа толкотни я смог оплатить четыре с половиной евро и попасть на территорию зоны ожидания. Это было только начало.

Кафе работало до восьми, но в тот день они закрылись около девяти часов вечера, так что немного перекусить я там успел. В этом кафе находился самый удобный монитор с номерами вызванных на границу, поэтому народу там толпилось много. Вежливо выпроводить их всех было непростой задачей для официантки.

После закрытия кафе мы уложили Машуню спать на заднем сиденье, а сами периодически бегали к терминалу в помещении, чтобы проверять нашу позицию в очереди на границу.

информация об очереди на границе в терминале

Фото с терминала в зоне ожидания. Через 4 часа у границы и 2 часа в очереди мы не очень далеко продвинулись.

На старте перед нами было 230 машин без записи и неизвестное количество записавшихся заранее. В разговорах вокруг упоминали довольно пугающие цифры — 12 часов ожидания. То есть фактически до самого утра.

После нескольких неудачных попыток подключиться к вайфаю Ритуська рискнула включить сеть на телефоне. И нам повезло – российский МТС дотягивался до нашего местонахождения. Благодаря этому мы смогли отслеживать свою позицию в очереди не вылезая из машины.

Около полуночи стало очевидно, что решение заправиться в Сигулде было правильным. Потому что ночь выдалась холодной и долго просидеть в заглушенной машине у нас не получилось бы. Тем более со спящим ребёнком. Многие решили сэкономить, как мы в прошлый раз и теперь страдали от этого.

табло в зоне ожидания лухамаа

Полезность и информативность табло стремится к нулю с каждым метром удаления от него

Примерно в час ночи мы стали первыми в очереди без записи, но наш номер всё не спешил появляться на табло. Я даже специально подъехал к кафе, чтобы оперативно узнать о вызове на границу. Но получилось так, что на сайте наш код с чека уже появился среди вызванных, а информацию на табло в кафе еще не обновили. Хорошо, что я мониторил оба источника =)

С этого момента мы переместились из зоны ожидания в пробку у пунктов досмотра. На эстонской границе Машуню не будили. За что им всяческий респект и уважуха. Российские пограничники не такие гуманные и детей требуют будить и подносить к будке проверки документов. Машуня этим фактом была всячески возмущена и очень громко выражала свой протест. Но чуть позже снова уснула.

Большой американский инфинити перед нами решили досматривать особенно тщательно. Три пограничника ползали под днищем с фонариками выискивая запрещёнку. Заглядывали во все отсеки и ниши, которых в нём предостаточно. Номера на машине были питерские и ехали в ней родители с взрослым ребёнком. Непонятно, чем они так насолили пограничникам. Мы уже успели пройти все процедуры и уехать, а инфинити продолжали проверять (нас попросили их объехать).

Только в три часа ночи мы смогли вырваться из этого пограничного ада и выдвинуться домой к родителям. Нам еще повезло — всего лишь через час мы уже могли лечь в кровати. Большинство же наших коллег по несчастью были с питерскими и московскими номерами. Им еще предстоял долгий путь.

Из Пскова в Питер с приключениями

Казалось бы, на этом все наши приключения должны были закончиться. Позавтракали, собрались, три с половиной часа в пути и дома. Но не тут-то было.

Это же последний день первых майских праздников. Завтра всем на работу. Дачники и путешественники косяками потянулись в родные края.

Ехать обратно через Гдов я не решился – очень уж надоели раздолбанные дороги. Но и на М-20 всё было не радужно. Ремонты со светофорами мы проехали довольно быстро. Но после Луги навигатор стал ежеминутно увеличивать прогнозируемое время в пути. Оказалось, что в районе Рождествено случилась авария, которая скопила пробку длиной больше 20 км. После этой пробки нас ожидала еще одна, более серьёзная по масштабам — на гатчинской объездной.

После безудержного веселья на границе влипать еще в одну такую же задницу крайне не хотелось. Поэтому я решил рискнуть и срезать путь через деревню Красный Маяк. И таких же как я отчаянных объездунов было очень много.

Сначала всё шло нормально и дорога была вполне сносной. Обычный старый деревенский асфальт. Но потом он закончился и началась грунтовка. И все пять километров хреновой дороги вереница хитрозадых машин колбасилась по ухабам, лишь бы не стоять в пробке. В итоге всё равно мы встали в пробку у светофора в районе Пижмы и потеряли в ней около получаса, но это всё равно было веселее чем то, что нам обещал навигатор на изначальном маршруте.

И вот, спустя пять часов после выезда из Пскова, мы добрались до дома. Поездка окончена.

Минутка статистики

В этот раз мы проехали не рекордное количество километров. Путешествия в Карелию или Белоруссию были длиннее. Но из-за плохих дорог и большого количества пробок задолбался я на отличненько.

статистика по поездке в ригу

Это склееные фото приборки. Перевожу на русский: проехали 1352,6 км (больше тысячи не показывает) за 32 часа 45 минут (время работы двигателя). Потратили на это всё 109,8 литров 95 бензина, что в среднем даёт нам цифру в 8,1 л/100км. Ну и средняя скорость 41 км/ч для условий этой поездки — вполне норм.

Латвия мне понравилась. Красивое место с клёвой природой. К тому же это абсолютно комфортное для русскоязычных туристов пространство, где не нужно быть полиглотом. По ощущениям она больше напоминает какую-нибудь область России (в хорошем смысле).

А в Юрмалу и Сигулду я бы вообще не прочь заехать еще раз летом.